Статьи

Краткий анализ методов оценки рисков и управления рисками, используемых в зарубежной практике

Первым, значительным по объему и содержанию, документом ЕС, представляющем развернутые рекомендации по вопросам оценки профессионального риска, направленным на практическую реализацию статей 6 и 9 Директивы 89.391.ЕЕС, было «Руководство по оценке риска на работе», опубликованное в 1996 году. Данное руководство содержит, практически, все исходные положения, развитые в дальнейшем в различных методиках, предназначенных как для всех работодателей, так и для отдельных групп, осуществляющих свою деятельность в рамках отдельной отрасли. Данный документ не является в полном смысле «руководством», а представляет собой рекомендации государствам-членам ЕС для использования или адаптации к своим условиям с целью обеспечения поддержки работодателей, работников и других заинтересованным сторон при реализации требований Директивы совета 89/391/EEC, касающихся оценки риска.
Следует обратить внимание на то, что, рассматриваемый документ не предлагает считать изложенные в нем рекомендации в качестве единственно возможных для проведения оценки риска. Подчеркивается право на существование других методик.

Методология оценки риска предполагает обязательность следования двум основным принципам:
1) Проведение оценки риска должно быть структурировано для учета всех опасностей и рисков.
2) После идентификации риска необходимо решать вопрос о возможности его устранения.

Проводя оценку риска, работодатель должен иметь в виду достижение следующих целей:


  • идентифицировать опасности и оценивать риски, связанные с этими опасностями для определения мер, направленных на защиту безопасности и здоровья работников на работе;
  • оценивать риски при выборе оборудования и материалов, обустройстве рабочих мест и в процессе организации работы;
  • контролировать адекватность мер, принимаемых на месте работы, выявленным рискам;
  • определить приоритетность действий, обусловленных результатами оценки риска;
  • получить убедительные данные для себя самого, компетентных органов, работников и их представителей о том, что рассмотрены все факторы, относящиеся к работе и, что до всех доведена информация о выводах, сделанных по результатам оценки риска и мерах, необходимых для охраны здоровья и безопасности;
  • гарантировать то, что профилактические меры были необходимы и реализованы, обеспечат повышение уровня защиты безопасности и здоровья работников.


Риски, которые нельзя устранить, подлежат управлению. Хотя, в основном, Руководство посвящено оценке профессионального риска, в нем рассматриваются также вопросы управления риском. Это, как указано в Руководстве, неизбежно, поскольку часто не ясна граница между оценкой риска и управлением риском: сама оценка риска часто приводит на практике к развитию идей по мерам управления, и таким образом перетекает в риск-менеджмент.

Во всех разделах Руководства обращается внимание на участие работников в оценке риска. При рассмотрении ключевых элементов оценки риска указывается, что оценки риска должны проводиться, с привлечением работников или их представителей, с которыми следует консультироваться при подготовке оценок и информировать их о заключениях по оценкам и о предпринимаемых превентивных мерах.

Особое внимание в разделе Руководства, посвященном малым предприятиям, уделяется средствам индивидуальной защиты. Это, скорей всего, обусловлено тем, что для малых предприятия в силу специфики их деятельности и возможностей рамки выполнения требования: «Средство индивидуальной защиты должно использоваться, когда невозможно обеспечивать безопасность и здоровье работников коллективными техническими или организационными средствами» обычно намного уже, чем у больших предприятий.

В заключение рассмотрения Руководства представляется очень важным отметить: «Оценка риска — систематическая проверка всех аспектов работы с целью выявления того, что могло бы вызвать травму или причинить вред здоровью; установления возможности устранения опасностей или, если это невозможно, определение профилактических и защитных мер, которые принимаются или должны быть приняты для управления рисками на месте работы».

Одним из самых простых и распространенных методов оценки рисков является так называемая пятишаговая система:

Шаг 1 — Идентификация опасностей, приводящих к риску. Рассмотреть на работе все, что потенциально может привести к причинению вреда, и определить работников, на которых может воздействовать опасность.

Шаг 2 — Оценивание и распределение рисков по приоритетам. Оценивание существующих рисков (их серьезность, их вероятность и т. п.) распределение по важности. Существенно, что бы была проделана работа необходимая для устранения и предотвращения рисков.

Шаг 3 — Обозначение превентивных мер. Идентифицировать подходящие меры для исключения рисков и управления рисками.

Шаг 4 — Принятие мер. Составить план реализации защитных и превентивных мер (возможно, не все проблемы могут быть решены немедленно), определить, кто, что и когда конкретно делает и какими средствами обеспечивается выполнение запланированных мер.

Шаг 5 — Мониторинг и проверка. Оценку следует проводить с регулярным интервалом, чтобы гарантировать ее постоянную состоятельность. Она должна пересматриваться при имеющих значение изменениях, происходящих в организации производства, или когда происходит несчастный случай или когда он «почти случился».

В Трудовом Кодексе Польши 10, статья 226 «Профилактическая охрана здоровья» говорится о том, что работодатель обязан: оценить и задокументировать профессиональные риски, связанные с выполняемой работой; предпринять необходимые меры, направленные на снижение рисков; информировать работников о рисках, связанных с выполняемой ими работой, а также о мерах, предпринимаемых в целях снижения данных рисков.
Оценка рисков должна происходить при участии работников. В соответствии с Трудовым Кодексом, Глава 11, ст. 237а: «В рамках Комитета по здоровью и безопасности должны проводиться консультации по вопросам здоровья и безопасности на работе»:
Работодатель должен консультироваться с работниками или их представителями по всем действиям, связанным с их здоровьем и безопасностью, в частности по: изменениям в организации работы, в рабочей среде, в технологии и применении химических веществ – если они могут привести к угрозе безопасности или жизни работников; оценке рисков и информированию о рисках.
Критерии, применяемые в оценке профессиональных рисков, содержатся в различных правовых актах, например, в Постановлении Министра труда и социальной политики Польши «О минимально допустимых концентрациях и интенсивности воздействия вредных факторов на здоровье работников в рабочей среде».
Закон не устанавливает регламент (правила процедуры) оценки профессиональных рисков и не определяет детали, касающиеся формы документирования рисков. Поэтому после введения в законодательство обязательства проведения оценки рисков был предпринят ряд мер, направленных на поддержку практического применения оценки рисков в компаниях, в основном в рамках стратегической Программы Правительства «Охрана труда и здоровья человека в рабочей среде», начатой по инициативе Правительства Польши в 1995 г.
Инструменты, разработанные в рамках программы поддержки польских компаний в выполнении оценки рисков и управления рисками, в частности включают добровольные стандарты Польши по управлению в сфере обеспечения здоровья и безопасности работников.

Еще одним широко применяемым методом оценки профессионального риска является так называемыйметод Файн-Кинни.
Применяемый в этом методе подход основан на комбинации степени подверженности работника воздействию вредного фактора на рабочем месте, вероятности возникновения угрозы на рабочем месте и последствий для здоровья и/или безопасности работников в том случае, если угроза осуществится.

Этот метод выражается формулой: R = Подверженность x Вероятность x Последствия.

В методе Файн-Кинни степень подверженности варьируется от 0 (= никогда нет подверженности) до 10 (= постоянная подверженность.) Вероятность варьируется от 0 (= абсолютно невозможно) до 10 (= это случится). Последствия варьируются от 1 (= минимальные повреждения) до 100 (= катастрофа).
Проведение анализа рисков таким способом должно вести к классификации рисков в сфере ЗБР по степени серьезности, например:
R = 0 – 20 небольшой риск, возможно приемлемый
R = > 400 очень высокий риск, немедленное прекращение деятельности
Оценка профессиональных рисков идет посредством пятиступенчатой шкалы оценки в виде таблицы.

Таким образом, метод Файн-Кинни классифицирует профессиональный риск по пяти группам:
1. Очень легкий
2. Небольшой
3. Средний
4. Высокий
5. Крайне высокий

В сфере малого и среднего бизнеса европейских и ряда других стран также довольно широкое распространение получили так называемые опросные листы. Образцы таких опросных листов разработаны в виде рекомендаций и Международной организацией труда, и Исполнительным советом по промышленным безопасности и здоровью Великобритании, и Европейским Советом.

http://eactt.ru/info/kratkiy_analiz_metodov_ocenki_riskov_i_upravleniya_riskami_ispolzuemyh_v_zarubezhnoy_praktike/

Нет комментариев

Добавить комментарий