Новости

Обзор законодательства (03.08.2015 - 07.08.2015)

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43819.html
Приказ Ростехнадзора от 30.06.2015 N 256 "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена для аттестации экспертов в области промышленной безопасности"
Экзамен проводится в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения Ростехнадзором заявительных документов, но не ранее чем через 20 рабочих дней после дня направления уведомления заявителю, претендующему на аттестацию в качестве эксперта в области промышленной безопасности о допуске к прохождению экзамена. Заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о допуске к экзамену направляется уведомление о вызове. Заявителю необходимо для прохождения экзамена явиться в указанное место для прохождения квалификационного экзамена.
Экзамен проводится в три этапа. Первый и второй этапы состоят из компьютерного тестирования и решения ситуационных задач. Третий этап, представляющий собой собеседование, проводится для заявителей, претендующих на получение аттестации эксперта первой или второй категории, не позднее 10 рабочих дней после прохождения заявителем второго этапа экзамена.
Документом детально описана процедура проведения экзамена.
Заявитель, не сдавший экзамен, вправе повторно представить в Ростехнадзор заявление о прохождении аттестации эксперта в области промышленной безопасности не ранее чем через 90 дней после окончания квалификационного экзамена.
В приложениях к приказу приведены формы журнала регистрации на квалификационный экзамен (этап компьютерного тестирования), журнал регистрации на квалификационный экзамен (этап решения ситуационных задач), журнал регистрации на квалификационный экзамен (этап устного собеседования по областям аттестации), индивидуального листа прохождения квалификационного экзамена, индивидуального листа компьютерного тестирования, протокола заседания аттестационной комиссии.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43811.html
Даны разъяснения о квалификации мошенничества в сфере предпринимательской деятельности и нарушения ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию
"Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 159.4 в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 года N 32-П и статьи 264.1 Уголовного кодекса РФ" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2015)
Судам даны ответы на следующие вопросы:
по какому уголовному закону следует квалифицировать деяние, подпадающее под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159.4 УК РФ ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности"), совершенное до 12 июня 2015 года (в соответствии с Постановлением КС РФ от 11.12.2014 N 32-П статья 159.4 УК РФ с указанной даты утратила силу);
учитывается ли для целей статьи 264.1 УК РФ ("Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию") административное наказание, назначенное лицу до 1 июля 2015 года за управление ТС в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43822.html
Информация Генпрокуратуры России "В связи с принятыми Генеральной прокуратурой РФ мерами ГИБДД России отказалась от истребования медицинских заключений при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных граждан"
По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, установлено, что органы Госавтоинспекции при замене водительских удостоверений в связи с изменением персональных данных (смена фамилии и т.п.) либо в связи с утратой (хищением) зачастую необоснованно требовали от водителей медицинские заключения.
Согласно требованиям Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование проходят:
кандидаты в водители транспортных средств;
водители при замене прав по истечении их срока действия;
лица, лишенные права садиться за руль в течение определенного времени;
граждане после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
В целях устранения отмеченных прокуратурой недостатков ГИБДД России направило в территориальные подразделения Госавтоинспекции разъяснения о порядке замены водительских удостоверений без предоставления медицинского заключения в случае изменения персональных данных владельца, приведении прав в негодность, их утрате или хищении.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43823.html
"Обзор: КАС РФ: Новые правила рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений"
15 сентября вступит в силу большинство норм Кодекса административного судопроизводства
Новый кодекс (далее - КАС РФ) касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, а также о прекращении деятельности СМИ.
С 15 сентября 2015 г. такие дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, будут рассматриваться по правилам КАС РФ. Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений). Сейчас большинство дел, на которые распространятся правила КАС РФ, рассматриваются в соответствии с ГПК РФ.
К некоторым категориям дел КАС РФ применяться не будет, например к делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на бюджетные средства бюджетной системы РФ.
Большинство процессуальных правил почти без изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ: начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов. Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
В КАС РФ есть и совершенно новые положения. Например, для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (сейчас в процессуальном законодательстве есть только заявления и исковые заявления).

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43834.html
Письмо Россельхознадзора от 31.07.2015 N ФС-НВ-8/13193 О сертификате здоровья на рыбопродукцию, применяемом в Европейском союзе с 1 марта 2013 года
Форма сертификата здоровья на импортируемые продукты рыболовства, предназначенные для употребления в пищу человеком, переведена на русский язык и размещена на официальном сайте Россельхознадзора
Отмечается, что при оформлении на экспорт в Европейский союз указанной продукции следует заполнять форму сертификата с подстрочным переводом на русский язык.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43833.html
Письмо Ростехнадзора от 09.04.2015 N 09-01-09/1968 "О порядке направления уведомлений"
Разъяснен порядок направления в Ростехнадзор документов, направляемых СРО, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Перечень таких документов установлен в частях 1 и 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Ростехнадзор указал, что помимо указанных документов, саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также направляет в Ростехнадзор копии решения общего собрания членов или решения коллегиального органа управления СРО о принятии указанных документов на электронном и бумажном носителях.
Указано также, что срок вступления в силу указанных решений законодательно не установлен. Ростехнадзором проводится рассмотрение представленных документов на предмет их соответствия законодательству РФ. По результатам рассмотрения в адрес СРО направляется письмо с уведомлением о внесении сведений в государственный реестр или об отказе во внесении сведений.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43845.html
Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 815 "О лицензировании импорта щебня и гравия"
С 14 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года введено лицензирование импорта в РФ щебня и гравия из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза
Выдачу участникам внешнеторговой деятельности разовых лицензий на импорт в РФ из государств, не являющихся участниками Евразийского экономического союза, осуществляет Минпромторг России при наличии согласования Минстроя России. Порядок выдачи лицензий установлен Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года).
Минстрой России осуществляет согласование при условии соблюдения установленных требований к качеству щебня и гравия.

http://www.rostrud.ru/press_center/novosti/326294/
Территориальный орган Роструда в Республике Башкортостан провел очередную внеплановую проверку строительной компании ОАО «Строитель».
В начале года на предприятии была выявлена задолженность по заработной плате перед 336 работниками на общую сумму около 11 млн. руб. Работодателю было выдано обязательное для исполнения предписание.
Однако работодатель не исполнил требования Роструда о восстановлении трудовых прав работников. В данной связи в организации была проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что просроченная задолженность по заработной плате возросла до 17 млн. руб.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в связи с систематическим нарушением трудовых прав работников юридическому лицу и его руководителю назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму свыше 3 млн. руб. Исполнение предписания остается на контроле государственных инспекторов труда.

http://nacot.ru/vesti-regionov/o-srokax-predstavleniya-materialov-uchastnikami-foruma.html
Уважаемые коллеги,
Информируем Вас о том, что приём материалов докладов и презентаций участников форума/выставки WOS-2015 (23-25 сентября 2015 г., г. Порто, Португалия), осуществляется до 8-го августа включительно.
Программа предстоящего Форума на данный момент уже включает более чем 150 выступлений спикеров и доступна на нашем сайте. Также мы с нетерпением ждём получения Ваших заявок на представление демонстрационных материалов во время конференции.
Вы можете представить свой плакат (презентации) через наш сайт и, если необходимо, увидеть свои работы среди остальных, включённых в нашу итоговую программу.
Чтобы позволить авторам представить свои плакаты и зарегистрироваться на конференцию, мы объявляем о продлении срока регистрации до 14 августа 2015 года.

http://nacot.ru/vesti-regionov/tarifyi-neschastnyix-vznosov-zavyishenyi,-schitaet-minfin.-premer-por...
Тарифы "несчастных" взносов завышены, считает Минфин. Премьер поручил разобраться
На заседании правительства власти обозначили, как будет развиваться охрана труда. Профзаболевания должны выявляться на ранних стадиях - это менее накладно, чем последующая реабилитация. Все стороны трудовых отношений обяжут на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания. Для малых предприятий власти обещают послабления законодательства в сфере охраны труда. На предотвращение травматизма разрешат направлять до 30% тарифа. Будут созданы условия для самоинспектирования работодателями. На последнем заседании правительства РФ рассматривался, среди прочего, круг вопросов, связанных с охраной труда.
Выступая с докладом, Дмитрий Медведев отметил несколько направлений предстоящей работы. Во-первых, власти планируют выяснить, нужны ли корректировки законодательства в отношении спецоценки условий труда. Во-вторых, предлагается внедрение так называемого риск-ориентированного подхода на производстве, который позволяет объективно оценивать профессиональные риски на каждом рабочем месте. В-третьих, будут совершенствовать службы профпатологий, чтобы выявлять профессиональные болезни на ранних стадиях. Наконец, нужно совершенствовать систему соцстрахования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, заявил премьер-министр. Здесь также очень важно переходить от возмещения реально причиненного ущерба к профилактике, считает он.
В ответном слове министр труда Максим Топилин сообщил о наметившейся тенденции снижения производственного травматизма. Вместе с тем, поскольку введен с 1 января 2014 года механизм спецоценки условий труда, несколько увеличилось количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Это происходит именнов связи с новыми механизмами оценки - повысилась выявляемость вредных условий труда.
Профзаболевания выявляются у нас недостаточно точно, отметил министр: "Фактически мы констатируем, как правило, данные уже об исключительно хронических случаях в завершающей стадии развития". В связи с этим необходимо перестроить механизмы страхования от несчастных случаев на производстве для более точного и более раннего выявления профзаболеваний.
Оценивая принятые изменения законодательства в сфере труда, министр сообщил, что впервые в истории России условия труда увязываются с теми гарантиями и компенсациями, которые предусматриваются для выплат работодателями в пользу работников. "Раньше все было связано исключительно со списками и не зависело от результатов аттестации рабочих мест". Сейчас в законодательство введены нормы, при которых в результате отнесения тех или иных рабочих мест к классам профессионального риска устанавливаются дополнительные гарантии: дополнительные отпуска, повышенная заработная плата и сокращенная продолжительность рабочего времени.
На ближайшие 5 лет Минтруд ставит перед собой ряд задач. Первое – это изменение Трудового кодекса с тем, чтобы не просто предусмотреть соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а обязать все стороны трудовых отношений на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания.
Второе – это окончательный отказ от списков, которые применялись в советское время, и переход к различным гарантиям и компенсациям на основе реальной оценки условий труда.
Также ожидается пересмотр трудового законодательства в части охраны труда для малых предприятий. Данная сфера законодательства пока еще ориентирована на крупные предприятия. Министр заявил о намерениях "ослабить эти нормы для микро- и малого бизнеса, при этом, естественно, соблюсти требования к охране труда и здоровью работников на производстве".
Еще одно направление работы – это совершенствование закона 125-ФЗ о страховании от несчастных случаев на производстве. Сейчас только по результатам несчастного случая или профзаболевания выплачиваются различные гарантии и компенсации, происходит процесс обеспечениятехническими средствами реабилитации. "Задача заключается в том, чтобы эту пирамиду перевернуть", - указал Максим Топилин. Развитие профзаболеваний планируют предотвращать, выводя работников на ранних стадиях заболеваний из вредных условий труда. При этом Минтруд считает, что тарифы страховых взносов должны быть сохранены на прежнем уровне, чтобы не увеличивать финансовую нагрузку на работодателей.
Подготовлены предложения об увеличении части взносов по несчастным случаям, направляемой на превентивные меры. Сейчас работодатели могут использовать лишь 20% тарифа на такие меры, Минтруд предлагает расширить эту норму до 30%.
Кроме того, ведомство предлагает переходить на режим внутреннего контроля условий труда и режим самоинспектирования работодателями. Готовятся специальные программные продукты, позволяющие работодателям самостоятельно оценивать условия труда у себя через так называемые проверочные листы. Создание указанного инструмента в формате интернет-сервисов позволит проводить самооценку, а также получать заключение от инспекций труда, "а нештрафы уже постфактум", - отметил министр.
На заседании выступил также и замминистра финансов С.Шаталов. По его мнению, несколько завышены тарифы по соцстрахованию от несчастных случаев и профзаболеваний ("они сегодня достигают по некоторым категориям занятых 8,5% от фонда оплаты труда"). К упомянутому выводу министр пришел, поскольку бюджет ФСС по данному направлению формируется с профицитом (вместе с тем, в сфере соцстрахования на случай временной нетрудоспособности фиксируется сопоставимый дефицит). На этот счет премьер по итогам заседания поручил проработать "вопросы, связанные с тарифами (проанализировать, завышены они или нет)".

http://www.trudcontrol.ru/press/news/23325/pri-pervih-zhe-priznakah-profzabolevaniya-rabotnika-nuzhn...
О том, как в России планируется совершенствовать систему охраны здоровья работающих граждан, рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов
МОЛОКО ЗА ВРЕДНОСТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОТПУСКА
– Андрей Николаевич, насколько остро у нас стоит проблема потери здоровья на работе – сколько в России пострадавших от профзаболеваний?
– Если посмотреть официальную статистику, то количество случаев профессиональных заболеваний в нашей стране на сегодня небольшое: чуть более 7 тысяч за 2014 год. Однако не стоит обольщаться – речь идет о низкой выявляемости. На самом деле число россиян, теряющих здоровье на работе, гораздо выше.
– Как человеку узнать, что его рабочее место входит в категорию вредных, и что полагается в этом случае?
– На самом деле рабочие места с вредными для здоровья факторами есть практически во всех сферах – от добычи полезных ископаемых до здравоохранения, где опасному воздействию подвергаются, например, рентгенологи. Когда человека принимают на работу, работодатель обязан письменно предупредить, что на данном месте есть вредные факторы и возможны профессиональные заболевания. Это дает право работнику на гарантии и компенсации: бесплатные средства индивидуальной защиты, дополнительные отпуска и другие меры поддержки.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ БОЯТСЯ ПРОФОСМОТРОВ
– Также работодатель, у которого на рабочих местах есть вредные для здоровья факторы, обязан не реже чем раз в год организовывать бесплатные медицинские профилактические осмотры для своих сотрудников, – продолжает Андрей ПУДОВ. – Если этого не происходит, работнику нужно сообщить о таком нарушении: через профсоюз или напрямую в Роструд, в том числе можно подать жалобу анонимно.
– Не секрет, что профосмотры у нас порой проводятся фиктивно, для галочки.
– Да, мы признаем эту проблему. Нередко работники, особенно если они трудятся на предприятиях в моногородах, боятся потерять работу из-за профосмотра. Ведь если врачи вы­явят признаки профзаболевания, работодатель по закону обязан перевести сотрудника на другое место, без вредных факторов. А таких вакансий может не оказаться либо зарплата будет гораздо ниже.
– Вы видите пути решения этой проблемы?
– Да, мы планируем исправить ситуацию, изменив 125-й Федеральный закон («Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», – ред.). Главное новшество, которое предлагается, – чтобы существенная часть гарантий и компенсаций предоставлялась работникам не по факту состоявшегося профзаболевания, а при выявлении первых же признаков, симптомов. То есть акцент сместится с выплат по факту профессионального заболевания на профилактику, восстановление здоровья на самой ранней стадии.

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ ВО СПАСЕНИЕ
– Расскажите подробнее: как могут выглядеть изменения на практике?
– Человек, который трудится на рабочем месте с вредными факторами, проходит регулярные полноценные, не-формальные профосмотры, в ходе которых врачи сосредоточиваются на максимально раннем выявлении признаков профзаболевания. Если есть тревожные симптомы, признаки начинающегося проф-заболевания, человека выводят с вредного рабочего места и направляют на бесплатную реабилитацию: лечение, санаторно-курортное оздоровление. Если за стандартный срок – скажем, 21 день – выяснится, что реабилитационный период не помог, то должно быть выдано жесткое предписание, исполнение которого проконтролирует Рос-труд: этот человек больше не должен появиться на данном рабочем месте, чтобы не потерять здоровье.
– И куда деваться дальше? Найти новую работу сейчас непросто.
– Мы прорабатываем несколько вариантов. Во-первых, если у работодателя есть другие вакансии, где сотрудник может трудиться без вреда для здоровья, то человека обязаны перевести на такое рабочее место. Во-вторых, нужно шире использовать возможности переобучения, которые по закону есть и сегодня. Напомню: все работодатели перечисляют взносы на обязательное социальное страхование своих работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти средства находятся в распоряжении Фонда социального страхования (ФСС РФ) и могут быть направлены в том числе на переобучение работников, если по состоянию здоровья они не могут трудиться на прежнем рабочем месте.

СТРАХОВЫЕ ЭКСПЕРТЫ НЕ ДОПУСТЯТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
– Мы уже привыкли, что из-за сложной экономической ситуации средств часто не хватает, – вы уверены, что у ФСС хватит денег на переобучение?
– Бюджет фонда в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сейчас профицитный, недостатка в средствах нет, а используются они на то же переобучение минимально. Надо расширять такое применение, заинтересовывать в нем как работников, так и работодателей. Кстати, для работодателей мы предлагаем и еще одну меру стимулирования: повысить лимит средств, которые можно направлять на повышение безопасности условий труда с нынешних 20 до 30%.
Поясню: работодатель, у которого есть вредные производственные факторы, сейчас вправе уменьшить размер своих взносов в ФСС на 20%, направив эти средства на организацию профосмотров, закупку индивидуальных средств защиты, санаторно-курортное лечение сотрудников. В то же время, повышая размер такого страхового вычета, мы хотим ввести дополнительную меру контроля за расходованием средств. А именно: работодатель должен обосновать и согласовать, на что именно будут направлены данные средства. Если это будет, скажем, профосмотр, то кто и как будет его проводить, какие гарантии, что осмотр не фиктивный.
– Кто же будет оценивать и проверять эффективность мер, на которые хочет направить деньги работодатель?
– Мы предлагаем ввести, точнее, восстановить институт страховых экспертов при Фонде социального страхования. Это независимые профессионалы, которые будут руководствоваться утвержденной методологией. Они могли бы участвовать в работе соответствующих комиссий, в том числе реально оценивать результаты тех же проф­осмотров.

ВАЖНО! ЧЕМ ГОСУДАРСТВО ПОМОЖЕТ ПОСТРАДАВШИМ
«Если признано, что у человека есть заболевание, вызванное работой, то устанавливается стойкая утрата профессиональной трудоспособности – это значит, что повреждение здоровья не позволяет работнику трудиться на прежнем рабочем месте», – пояснил руководитель Департамента страхования профессиональных рисков ФСС РФ Игорь БАРАНОВСКИЙ. В зависимости от степени утраты трудоспособности ФСС назначает пострадавшему работнику страховое обеспечение. На сегодня около 180 тысяч человек получают выплаты из фонда в связи с профзаболеваниями.
От чего зависит размер выплаты? В случае временной нетрудоспособности выплачивается 100% среднего заработка за весь период действия больничного листка, поясняют в ФСС. Если уже установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности, то работнику предоставляется единовременная страховая выплата, а в дальнейшем ежемесячные выплаты. Их размер зависит от заработка, который потерял человек, и процента утраты трудоспособности.
Выплата может быть очень значительной, если человек имел большую зарплату. Скажем, в этом году в фонд обратилось много представителей летного состава гражданской авиации. При 30-40-процентной утрате профессиональной трудоспособности они получают максимальную выплату, которая на сегодня составляет более 63 тысяч рублей в месяц.

СПРАВКА
Как сообщают в Фонде социального страхования РФ, по итогам 2014 года наибольшее количество профзаболеваний выявлено в обрабатывающей промышленности. На втором месте добыча полезных ископаемых, на третьем – транспортная отрасль, на четвертом – строительная. Замыкает пятерку сельское хозяйство.


http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/180/
Министр Максим Топилин: За нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда работодатели заплатят более 150 млн рублей
По словам Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилин, в течение первого полугодия 2015 года Федеральной службой по труду и занятости оформлено более 6,5 тысяч постановлений на юридических и должностных лиц за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
«За нарушение установленного порядка проведения спецоценки работодатели были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 150,8 млн рублей, а организации проводящие спецоценку условий труда, оштрафованы на сумму более 3 млн рублей, - рассказал Максим Топилин. - Наибольшее количество нарушений было зафиксировано в Ростовской и Свердловской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях».
Министр напомнил, что в текущем году Роструд начал применять новую систему штрафов, установленную КоАП РФ.
«В связи с тем, что спецоценка позволяет выявить вредные и опасные условия труда, а ее отсутствие создает угрозу жизни и здоровью работников, размер штрафа за данное нарушение исчисляется исходя из количества рабочих мест. Таким образом, для крупного предприятия сумма штрафов может достигнуть нескольких миллионов рублей», - пояснил Максим Топилин.

http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/179/
Министр Максим Топилин — о совершенствовании законодательного регулирования в сфере охраны труда
Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на заседании Правительства Российской Федерации
Максим Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В последние десятилетия сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Дмитрий Анатольевич во вступительном слове озвучил ряд цифр. Хотел бы сказать, что в первом полугодии 2015 года эта тенденция сохраняется, и если говорить о несчастных случаях с тяжёлыми последствиями, то на 10% практически этот показатель ниже, чем в первом полугодии 2014 года. Если говорить о тех, кто погиб на производстве, этот показатель тоже на 9% ниже, чем в аналогичном периоде 2014 года. Поэтому у нас есть все основания говорить о том, что эти тенденции уже приобрели необратимый характер, и мы продолжаем в этом направлении работать вместе с объединениями работодателей, по линии инспекций по труду, по линии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Несколько цифр для международных сопоставлений. По данным Международной организации труда, если брать показатель погибших на производстве на 100 тыс. занятых в экономике, то в принципе Россия находится на уровне развитых европейских стран. Если брать Германию, то этот показатель составляет 2,5 человека, в России – 3,28. При этом, если брать страны ЕС с новыми членами, то у этих стран показатель даже выше, чем у России, то есть уровень травматизма выше, чем в России. Значительно превосходим мы страны БРИКС – Бразилию, Китай, Индию и ЮАР. В принципе мы неплохо смотримся на международном уровне.
Следует отметить, что за последний год в связи с тем, что в Российской Федерации введён с 1 января 2014 года механизм специальной оценки условий труда (это новое законодательство, принципиально новые подходы к оценке условий труда на производстве), несколько увеличилось количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По данным Росстата, показатель вредности сейчас составляет (по совокупности предприятий, которые наблюдаются, – это 25 млн обследуемых Росстатом рабочих мест) порядка 39%, и он, как я уже сказал, несколько вырос. Но мы исходим из того, что это происходит именно в связи с тем, что применяются новые механизмы оценки, и это прежде всего выявляемость условий труда на производстве.
Также в 2014 году произошли изменения в этой связи с профессиональными заболеваниями. Мы всё время оценивали выявляемость профессиональных заболеваний как достаточно низкую, и в 2013 году было выявлено профзаболеваний чуть меньше 6 тыс. в среднем по стране.
Конечно, если сравнивать эти показатели с условиями труда (и сравнивать с международной статистикой), то есть все основания предположить, что пока профзаболевания выявляются у нас недостаточно точно. Фактически мы констатируем, как правило, данные уже об исключительно хронических случаях в завершающей стадии развития. Поэтому ключевым направлением является то, что это направление работы должно быть усилено, и мы должны перестроить прежде всего механизмы страхования от несчастных случаев на производстве для более точного и более раннего выявления профзаболеваний.
Что сделано за последние годы? Сформирован институт специальной оценки условий труда. За этот год проведена спецоценка практически на 130 тыс. предприятий. Это порядка 2,5 млн рабочих мест, около 5% от общего количества рабочих мест. Эта работа только разворачивается. И задача, которая перед нами стоит, – завершить всю работу до 31 декабря 2018 года. Планируется, что в соответствии с законом все рабочие места пройдут специальную оценку условий труда, тогда мы получим объективную картину по всей стране.
При этом в законы внесены изменения, которые впервые в истории России увязывают условия труда с теми гарантиями и компенсациями, которые предусматриваются для выплат работодателями в пользу работников. В чём их смысл? Раньше всё было связано исключительно со списками и не зависело от результатов аттестации рабочих мест. Сейчас в законодательство введены нормы, при которых в результате отнесения тех или иных рабочих мест к классам профессионального риска устанавливаются дополнительные гарантии: дополнительные отпуска, повышенная заработная плата и сокращённая продолжительность рабочего времени.
При этом дано право работодателям и соответствующим профессиональным союзам договариваться на уровне коллективных договоров и соглашений о том, чтобы при достижении таких договорённостей была возможность заменять различные дополнительные отпуска и дополнительные сокращения рабочего времени денежной компенсацией. Это сделано в связи с тем, что зачастую удобнее планировать таким образом рабочее время, и, если стороны приходят к такому согласию, они такие решения принимают. Таких норм тоже никогда не было в трудовом законодательстве.
И вторая ключевая мера связана с тем, что впервые установлены дифференцированные тарифы взносов в Пенсионный фонд в зависимости от результатов спецоценки. Сейчас эта работа идёт полным ходом.
Также ключевым направлением явилось то, что введены такие институты, как декларирование условий труда. Если раньше при каждой операции по оценке условий труда на рабочем месте требовалось проведение зачастую неоправданных дорогостоящих измерений, то теперь введён механизм декларирования соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда, и это тоже сейчас активным образом используется.
Мы очень внимательно сейчас следим за тем, как механизмы эти внедряются в жизнь, как они применяются на практике, и уже подготовили поправки, первые изменения в закон о специальной оценке условий труда, который сейчас проходит, завершает процедуру согласования. Они будут направлены на ещё большее расширение процедур декларирования условий труда в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Они касаются улучшения и уточнения действий экспертов, потому что выявилось в ходе практики, что эксперты должны в отдельных случаях проводить определённые замеры, определённые исследования, с тем чтобы подтвердить именно наличие вредных производственных факторов. Они касаются также методического обеспечения вопросов, связанных с применением различных методик, которые используются в ходе этой работы.
Дмитрий Анатольевич, Вы поручали провести оценку того, что есть некие замечания в авиакомпаниях «Трансаэро» и «Ютэйр», то, что сегодня эти вопросы ставятся. Экспертиза уже проведена, мы как раз тоже в этом направлении работали. Она выявила, что есть некие разночтения с законодательством, и инспекция по труду уже дала предписание о повторной спецоценке по «Ютэйру», и сейчас готовится такое решение по «Трансаэро». Я сейчас предвосхищать что-то не буду…
Дмитрий Медведев: Проверьте. Профсоюзы ко мне обращались на эту тему.
Максим Топилин: В результате этих дополнительных мероприятий основания для того, чтобы дополнительно провести спецоценку, имеются с учётом тех документов, которые представлены профсоюзами.

Какие задачи мы ставим перед собой на период 2015–2020 годов?
Первое – это изменение трудового законодательства, изменение Трудового кодекса. Здесь ключевое направление – в трудовом законодательстве предусмотреть не просто соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а прежде всего предусмотреть нормы, которые обязывали бы все стороны на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания, то есть те превентивные меры, о которых уже сегодня говорилось.
Второе – это окончательный отказ от списочного состава, от известных всем списков, которые применялись в советское время, и переход к различным гарантиям и компенсациям именно на основе реальной оценки условий труда.
Также мы предполагаем внимательно посмотреть вместе с партнёрами на трудовое законодательство в части охраны труда для малых предприятий. Не секрет, что трудовое законодательство пока ещё ориентировано на крупные предприятия, а законодательство именно об охране труда – нормы, все стандарты, различные требования – достаточно обширное, детальное, содержит различные факторы, очень специфические в своем применении. Поэтому мы предполагаем посмотреть и всё-таки ослабить эти нормы для микро- и малого бизнеса, при этом, естественно, соблюсти требования к охране труда и здоровью работников на производстве.
Второе направление работы – это совершенствование 125-го закона, закона о страховании от несчастных случаев на производстве. Сегодня закон применительно к несчастным случаям и профзаболеваниям работает таким образом, что фактически только по результатам либо несчастного случая, либо профзаболевания выплачиваются различные гарантии и компенсации, происходит процесс обеспечения т