Услуги по ОТ и ПБ

Специальная оценка рабочих мест в Красноярске и Красноярском крае

от 800 руб. за 1 рабочее место
Оформить заказ

Многие из Вас, наверное, уже слышали про аттестацию рабочих мест по условиям труда, анекоторые даже сталкивались с этой процедурой лично. Но с 28.12.2013 года вступил в силу закон №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и с тех пор аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела некоторые, иногда весьма значительные, изменения. Теперь данная процедура называется специальной оценкой условий труда–(сокращенно СОУТ).

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий направленный на определение вредных и опасных факторов производственной среды трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом существующих гигиенических нормативов.По результатам проведения такой оценки осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности к классам (подклассам) условий труда.Существует 4 класса условий труда:

  • Оптимальные условия труда – класс 1
  • Допустимые условия труда – класс 2
  • Вредные условия труда – класс 3, делится на подклассы:
    • 3.1 – вредные условия труда 1 степени
    • 3.2 – вредные условия труда 2 степени
    • 3.3 – вредные условия труда 3 степени
    • 3.4 – вредные условия труда 4 степени
  • Опасные условия труда – класс 4

В силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и статьи 212 Трудового Кодекса каждый работодатель на территории Российской Федерации обязан провести СОУТ на всех своих рабочих местах. Как и в аттестации рабочих мест, материалы специальной оценки действительны на протяжении 5 лет с момента их подписания. Но теперь, по истечении 5-ти лет, появилась возможность продлить срок действия материалов СОУТ еще на 5 лет без проведения замеров и повторной оценки условий труда на рабочих местах. Данная процедура называется декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11, закона №426-ФЗ). Главные условия для этого: итоговая оценка на рабочих местах должна быть не выше 2.0,на рабочих местахне должны фиксироваться профессиональные заболевания и происходить несчастные случаи в течение всего срока действия материалов СОУТ.При соблюдении этих обязательных условий можно будет подать декларацию соответствия. Срок действия декларации соответствия – 5 лет, с возможностью продления при определенных условиях, ещё на 5 лет. Так же декларированию подлежат рабочие места, в отношении которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены.

А зачем проводить специальную оценку условий труда, спросите вы?

С одной стороны все просто и прозаично – потому, что к этому обязывает Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". А за нарушение закона часто наказывают рублем. В частности на наличие СОУТ обращают внимание представители Государственной инспекции труда и Прокуратуры. Тем более что с 01.01.2015 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в части увеличения размеровштрафов за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ)

Вид административного правонарушения

Статья КоАП РФ

Размер штрафа, руб.

для должностных лиц

ИП

для юр./лиц

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Ч. 1 ст. 5.27.1

от 2000
до 5000

от 2000 до 5000

от 50 000 до 80 000

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

Ч. 2 ст. 5.27.1

от 5000
до 10 000

от 5000 до 10 000

от 60 000 до 80 000

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

Ч. 3 ст. 5.27.1

от 15 000
до 25 000

от 15 000 до 25 000

от 110 000 до 130 000

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Ч. 4 ст. 5.27.1

от 20 000 до 30 000

от 20 000 до 30 000

от 130 000 до 150 000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 – 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Ч. 5 ст. 5.27.1

от 30 000 до 40 000

от 30 000 до 40 000

от 100 000 до 200 000

Нарушения законодательства о труде и охране труда

Ч. 1.
ст. 5.27

от 1000
до 5000

от 1000
до 5000

от 30 000
до 50 000

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями

Ч. 2.
ст. 5.27

от 10 000
до 20 000

-

-

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

Ч. 3
ст. 5.27

от 10 000
до 20 000

от 5000 до 10 000

от 50 000 до 100 000

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Ч. 4
ст. 5.27

от 10 000
до 20 000
или дисквалифика-ция на срок от
1 до 3 лет;

от 10 000
до 20 000

от 50 000 до 70 000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Ч. 5
ст. 5.27

дисквалифика-ция на срок от
1 до 3 лет

от 30 000
до 40 000

от 100 000 до 200 000

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания

Ч. 23 ст. 19.5

от 30 000
до 50 000
или дисквалифика-ция на срок от
1 до 3 лет;

от 30 000
до 50 000

от 100 000 до 200 000

Кроме того, вшесть раз увеличен срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства - с двух месяцев до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Как видно, лучше не доводить ситуацию в своей организации до критической и не рисковать нарваться на штрафы. В этом должна помогать служба охраны труда, если таковая в организации имеется. Либо, если ситуация позволяет, можно заключить договор аутсорсинга и переложить тяжкое бремя организации системы управления охраны труда и ведения документации на профессионалов. Наша организация может предложить Вам эту услугу в нескольких вариантах.

Но мы отвлеклись от основной темы. Зачем же проводить СОУТ?

1)Для соблюдения требований законодательства и избежания штрафов.

2)Для установления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

С 28.12.2013 года минимальные размеры и обязательные условия для установления тех или иных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях трударегламентируются Трудовым Кодексом Российской Федерации.

  • Статья 92 - сокращенная продолжительность рабочего времени. Устанавливается на рабочих местах с итоговой оценкой по результатам СОУТ 3.3, 3.4 или 4.0.
  • Статья 117 - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Устанавливается на рабочих местах с итоговой оценкой по результатам СОУТ 3.2, 3.3, 3.4 или 4.0.
  • Статья 147 - оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.Повышенная оплатаустанавливаетсяна рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда – итоговая оценка по результатам СОУТ 3.1,3.2, 3.3, 3.4 или 4.0.

3) Для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда.

4) Для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.В соответствии с Приказом №580н от 10.12.12г. работодатель вправе потратить до 20% от суммы взносов в ФСС РФ за прошлый годна мероприятия по охране труда (список мероприятий см в п.3 Приказа №580н от 10.12.12г.).Для этого необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением в территориальный орган Фондасоциального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации. Более того, саму процедуру специальной оценки можно провести за счет этих средств.

5) Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.В соответствии с Постановлением №524 от 30.05.12г., при соблюдении некоторых требований предъявляемых к работодателю (в том числе и проведение специальной оценки условий труда), размер скидки к страховому тарифу может достигать 40%. Для получения скидки к страховому тарифу необходимо в срок не позднее 1 ноября текущего года представить соответствующее заявление в территориальный орган ФСС РФ.

6) Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом итогового класса условий труда.(ст. 58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.09г).

Классусловий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8, 0 процентов

Вредный

3.4.

7, 0 процентов

3.3.

6, 0 процентов

3.2.

4, 0 процента

3.1.

2, 0 процента

Допустимый

2

0, 0 процентов

Оптимальный

1

0, 0 процентов

Следует заметить, что для организаций, не проводивших специальную оценку условий труда, но осуществляющих выплаты страховых взносов в пользу работников дополнительный тариф страховых взносов будет фиксированным:

Категория работников

Дополнительный тариф страхового взноса

Физические лица, занятые на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"

9, 0 процентов

Физические лица, занятые на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях"

6, 0 процентов