Процедура специальной оценки условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, которая, как и спецоценка, была обязательна для проведения всем без исключений. Конечно, много вопросов возникало о подходе к проведению оценки рабочих мест, так как они все несравнимо разные, например, офисное рабочее место и рабочее место станочника, однако и там и там работают люди, и там и там есть вредности на рабочих местах.
Специальная оценка выделила некоторую специфику в проведении оценки условий труда на рабочих местах, был утверждён специальный Перечень, куда вошли некоторые виды деятельности и профессии, на рабочих местах которых спецоценка проводится с определенными особенностями, например, рабочие места некоторых медицинских работников, пилотов гражданской авиации, профессиональных тренеров и спортсменов, и так далее.
Чем же таким примечательно рабочее место госслужащего или муниципального служащего, остается непонятным, раз данную категорию работников выделили аж отдельным пунктом в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда». Согласно подпункту 4 статьи 3 закона проведение процедуры оценки условий труда в отношении данных рабочих мест проводится в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами, другими законами. Все бы ничего, если такие законы были бы приняты, однако вопрос о проведении спецоценки условий труда на рабочих местах госслужащих и муниципальных служащих до сих пор не урегулирован не законодательно, ни практически.
Данные выводы поддерживает и суд, уже имеется несколько прецедентов по данному поводу. Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда рассматривала апелляцию от Государственной инспекции труда к одному из органов местного самоуправления Московской области. Краткая суть такова, не согласившись с предписанием надзорного органа о проведении специальной оценки условий труда муниципального служащего, орган местного самоуправления обратился в суд с тем, чтобы отменить данный пункт предписания, ссылаясь на то, что вопрос о проведении процедуры законодательно не урегулирован, то и провести ее в настоящий момент нет возможности. Суд поддержал заявленные требования, поддержала решение суда и Судебная коллегия, не признав апелляцию Госинспекции труда.
Таким образом суд своими выводами указал на то, что рабочие места муниципальных служащих и госслужащих фактически освобождены от проведения специальной оценки условий труда, но на сколько это правильно? Ни на сколько, на рабочих местах трудятся такие же люди, и в чем разница между рабочим офисным местом муниципального служащего и аналогичным рабочим местом у некого индивидуального предпринимателя? Тем не менее частной организации придется раскошелится на недешевую процедуру по полной, а кто-то законно освобожден от тяжелого гнета. А может быть работа служащего настолько легкая и необременительная, что нет смысла тратить деньги на то, что и так понятно?
Не должны ли чиновники на собственном опыте показывать бизнесу, как правильно выстраивать трудовые отношения и заботиться о своих работниках, организовывать систему управления охраной труда? Однако выходит так, что служащие входят в привилегированный класс, отстраняясь от общих законов, создается ощущение того, что разработка «особого» законодательства для чиновников тормозится специально.
В настоящее время Минтруд РФ не открывает своих планов на этот счет, разрабатывается ли документ или разработки нет даже в планах, тем самым лишая работников своего законно права на труд в условиях безопасности и гигиены и выделяя госслужащих и служащих органов местного самоуправления в особый класс работников.
Ольга Иванова