Специальная оценка рабочих мест в Красноярске и Красноярском крае
от 800 руб. за 1 рабочее место
|
Многие из Вас, наверное, уже слышали про аттестацию рабочих мест по условиям труда, анекоторые даже сталкивались с этой процедурой лично. Но с 28.12.2013 года вступил в силу закон №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и с тех пор аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела некоторые, иногда весьма значительные, изменения. Теперь данная процедура называется специальной оценкой условий труда–(сокращенно СОУТ).
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий направленный на определение вредных и опасных факторов производственной среды трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом существующих гигиенических нормативов.По результатам проведения такой оценки осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности к классам (подклассам) условий труда.Существует 4 класса условий труда:
- Оптимальные условия труда – класс 1
- Допустимые условия труда – класс 2
- Вредные условия труда – класс 3, делится на подклассы:
- 3.1 – вредные условия труда 1 степени
- 3.2 – вредные условия труда 2 степени
- 3.3 – вредные условия труда 3 степени
- 3.4 – вредные условия труда 4 степени
- Опасные условия труда – класс 4
В силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и статьи 212 Трудового Кодекса каждый работодатель на территории Российской Федерации обязан провести СОУТ на всех своих рабочих местах. Как и в аттестации рабочих мест, материалы специальной оценки действительны на протяжении 5 лет с момента их подписания. Но теперь, по истечении 5-ти лет, появилась возможность продлить срок действия материалов СОУТ еще на 5 лет без проведения замеров и повторной оценки условий труда на рабочих местах. Данная процедура называется декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11, закона №426-ФЗ). Главные условия для этого: итоговая оценка на рабочих местах должна быть не выше 2.0,на рабочих местахне должны фиксироваться профессиональные заболевания и происходить несчастные случаи в течение всего срока действия материалов СОУТ.При соблюдении этих обязательных условий можно будет подать декларацию соответствия. Срок действия декларации соответствия – 5 лет, с возможностью продления при определенных условиях, ещё на 5 лет. Так же декларированию подлежат рабочие места, в отношении которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены.
С одной стороны все просто и прозаично – потому, что к этому обязывает Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". А за нарушение закона часто наказывают рублем. В частности на наличие СОУТ обращают внимание представители Государственной инспекции труда и Прокуратуры. Тем более что с 01.01.2015 вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в части увеличения размеровштрафов за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ)
Вид административного правонарушения |
Статья КоАП РФ |
Размер штрафа, руб. |
||
для должностных лиц |
ИП |
для юр./лиц |
||
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда |
Ч. 1 ст. 5.27.1 |
от 2000 |
от 2000 до 5000 |
от 50 000 до 80 000 |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение |
Ч. 2 ст. 5.27.1 |
от 5000 |
от 5000 до 10 000 |
от 60 000 до 80 000 |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний |
Ч. 3 ст. 5.27.1 |
от 15 000 |
от 15 000 до 25 000 |
от 110 000 до 130 000 |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Ч. 4 ст. 5.27.1 |
от 20 000 до 30 000 |
от 20 000 до 30 000 |
от 130 000 до 150 000 |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 – 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Ч. 5 ст. 5.27.1 |
от 30 000 до 40 000 |
от 30 000 до 40 000 |
от 100 000 до 200 000 |
Нарушения законодательства о труде и охране труда |
Ч. 1. |
от 1000 |
от 1000 |
от 30 000 |
Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями |
Ч. 2. |
от 10 000 |
- |
- |
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем |
Ч. 3 |
от 10 000 |
от 5000 до 10 000 |
от 50 000 до 100 000 |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Ч. 4 |
от 10 000 |
от 10 000 |
от 50 000 до 70 000 |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Ч. 5 |
дисквалифика-ция на срок от |
от 30 000 |
от 100 000 до 200 000 |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания |
Ч. 23 ст. 19.5 |
от 30 000 |
от 30 000 |
от 100 000 до 200 000 |
Кроме того, вшесть раз увеличен срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства - с двух месяцев до одного года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Как видно, лучше не доводить ситуацию в своей организации до критической и не рисковать нарваться на штрафы. В этом должна помогать служба охраны труда, если таковая в организации имеется. Либо, если ситуация позволяет, можно заключить договор аутсорсинга и переложить тяжкое бремя организации системы управления охраны труда и ведения документации на профессионалов. Наша организация может предложить Вам эту услугу в нескольких вариантах.
Но мы отвлеклись от основной темы. Зачем же проводить СОУТ?
1)Для соблюдения требований законодательства и избежания штрафов.
2)Для установления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
С 28.12.2013 года минимальные размеры и обязательные условия для установления тех или иных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях трударегламентируются Трудовым Кодексом Российской Федерации.
- Статья 92 - сокращенная продолжительность рабочего времени. Устанавливается на рабочих местах с итоговой оценкой по результатам СОУТ 3.3, 3.4 или 4.0.
- Статья 117 - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Устанавливается на рабочих местах с итоговой оценкой по результатам СОУТ 3.2, 3.3, 3.4 или 4.0.
- Статья 147 - оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.Повышенная оплатаустанавливаетсяна рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда – итоговая оценка по результатам СОУТ 3.1,3.2, 3.3, 3.4 или 4.0.
3) Для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда.
4) Для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.В соответствии с Приказом №580н от 10.12.12г. работодатель вправе потратить до 20% от суммы взносов в ФСС РФ за прошлый годна мероприятия по охране труда (список мероприятий см в п.3 Приказа №580н от 10.12.12г.).Для этого необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением в территориальный орган Фондасоциального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации. Более того, саму процедуру специальной оценки можно провести за счет этих средств.
5) Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.В соответствии с Постановлением №524 от 30.05.12г., при соблюдении некоторых требований предъявляемых к работодателю (в том числе и проведение специальной оценки условий труда), размер скидки к страховому тарифу может достигать 40%. Для получения скидки к страховому тарифу необходимо в срок не позднее 1 ноября текущего года представить соответствующее заявление в территориальный орган ФСС РФ.
6) Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом итогового класса условий труда.(ст. 58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.09г).
Классусловий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный |
4 |
8, 0 процентов |
Вредный |
3.4. |
7, 0 процентов |
3.3. |
6, 0 процентов |
|
3.2. |
4, 0 процента |
|
3.1. |
2, 0 процента |
|
Допустимый |
2 |
0, 0 процентов |
Оптимальный |
1 |
0, 0 процентов |
Следует заметить, что для организаций, не проводивших специальную оценку условий труда, но осуществляющих выплаты страховых взносов в пользу работников дополнительный тариф страховых взносов будет фиксированным:
Категория работников |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Физические лица, занятые на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" |
9, 0 процентов |
Физические лица, занятые на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" |
6, 0 процентов |