Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Государственный инспектор труда на предприятии. Что делать?

Государственный инспектор труда может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, в любое время суток, без уведомления и потребовать предъявить ему более 40 различных документов, предусмотренных трудовым законодательством. Быть готовым к этому визиту вам поможет публикуемый материал.

 

Проверки организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, проводимые Государственной инспекцией труда, бывают: плановые и повторные; целевые, комплексные и тематические; совместные. Планы проверок составляет как сама инспекция, так и лично каждый инспектор. Попасть в них может любая организация, находящаяся на подведомственной инспекции территории. Чаще всего для плановых посещений инспекторы выбирают организации, где произошел несчастный случай на производстве или ранее были выявлены нарушения.

О предстоящей проверке инспекторы обычно предупреждают заранее по телефону. Но совсем не обязательно. Бывает в документах о плановой проверке указана организация, например Энергетический институт, а этот институт сдает помещения десяткам арендаторов. Проверяются так же и они.

Обнаружив нарушения, трудовики выписывают предписание их устранить. Чтобы проверить, как оно выполнено, инспекторы могут прийти повторно. Такую проверку называют контрольной или повторной.

Повторную проверку можно предотвратить, если государственным инспекторам заранее (до срока, установленного в предписании) будут представлены документы, подтверждающие, что предписание выполнено.

Пример. В ходе плановой проверки ООО «Вектор» трудовой инспектор обнаружил, что организация нарушила ст. 67 Трудового кодекса РФ: не оформила трудовые договоры с некоторыми работниками. Инспектор оштрафовал руководителя организации на 1500 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) и вынес предписание за месяц нарушение устранить. Однако уже через две недели начальник отдела кадров ООО «Вектор» представил в трудовую инспекцию оформленные трудовые договоры. Повторную проверку инспектор проводить не стал.

Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года (так сказано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ (ст. 7)). Это требование не относится к проверкам по жалобам — целевым проверкам. Целевые проверки — это проверки по жалобам работников. Как правило, любая жалоба (за исключением анонимных) влечет за собой визит инспекторов. Ограничений по периодичности для них нет.

Пример. На прием в инспекцию пришла мама несовершеннолетнего работника. Она пожаловалась, что в ООО «Вектор» нарушаются права ее сына. Директор организации отказывается предоставить ему отпуск в летнее время. Чтобы проверить информацию по жалобе, была назначена целевая внеплановая проверка этой организации.

Если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, инспекторы проведут тематическую проверку. При этом тему они определят исходя из заявления жалобщика и разделов Трудового кодекса РФ: трудовой договор; рабочее время и время отдыха; труд женщин и несовершеннолетних; оплата труда; гарантии и компенсации и т.д.

Тематической может быть не только проверка по жалобе, но и плановая проверка.

Чтобы проверить, как фирма соблюдает трудовое законодательство в целом, инспекторы проведут комплексную проверку. Чаще всего она бывает плановой.

Совместные проверки проводятся в том случае, если информация о нарушениях трудового законодательства поступила в инспекцию из других контролирующих ведомств, трудовики могут провести проверку вместе с ними.

Пример. В инспекцию из ГУВД Москвы поступила информация о том, что ООО «Вектор» незаконно привлекает к работе иностранцев. Было решено провести совместную проверку. В ней участвовали инспектор труда, инспектор ОВИР, инспектор Управления по делам миграции ГУВД Москвы.

Максимальный срок проверки ГИТ — один месяц.

Государственный инспектор по труду может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, в любое время суток, без уведомления и потребовать предъявить ему более 40 различных документов, предусмотренных трудовым законодательством.

Как себя вести с инспектором?

1. Следует быть максимально открытым и доброжелательным. Желательно излучать радость от того, что наконец то познакомился со своим инспектором и быть максимально готовым к сотрудничеству. О чем следует напрямую заявить.

2. Пускать во все помещения. Не бояться, что инспектор увидит лишнее. Дело в том, что если инспектора не пустить туда, куда он хочет попасть, он, для реализации своих прав может и обязан обратиться к правоохранительным органам. В этом случае вам придётся договариваться ещё и с ними.

3. Не скрывая гордости показать инспектору ваши документы по охране труда. Он обязательно найдёт в документах недостатки или недостаток самих документов. Это его работа.

4. Инспектора очень любят находить в организации требуемые документы. Не страшно, что в них он найдёт нарушения. Очень плохо, если документов нет совсем, тогда ему будет нечем заняться и он начнёт исследовать территорию.

5. По окончанию проверки вы получите предписание. Не стоит возмущаться. Лучше поблагодарить инспектора за то, что он уделил время вашей организации и пообещать исправить все недостатки.

6. Если вы исправите недостатки в документах и лично привезёте их ему в ГИТ, повторно проверять он вас не будет.

Теперь о предоставляемых документах:

Локальные нормативные акты нужны для того, чтобы адаптировать трудовое законодательство к особенностям конкретной организации. Они разрабатываются непосредственно в организации, касаются в целом трудового коллектива и необходимы для последующей индивидуальной работы с каждым сотрудником.

Документация по кадровым функциям (документация по личному составу) всегда привязана к конкретному работнику и отражает специфику его должности (профессии), условий приема на работу, результатов труда и т.п. Такими документами являются основания к приказам и приказы по личному составу, первичные учетные документы, личные документы граждан, информационно-справочные документы.

Государственные инспектора труда по роду деятельности делятся на две категории: по юридическим вопросам и по вопросам охраны труда. Запрашиваемые документы как правило находятся в кадрах, бухгалтерии и службе охраны труда.

 

Список документов, предъявляемых государственному инспектору труда:

1. Правила и инструкции по охране труда (Статьи 212, 217 ТК РФ)

2. Комплект всех нормативных правовых актов по охране труде, применимых к предприятию работодателя (Статья 212 ТК РФ. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ »Об основах охраны труда

в Российской Федерации»)

3. Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом работодателя (Статьи 189, 190 ТК РФ)

4. Положение об оплате труда (Статья 135 ТК РФ)

5. Положение о премировании (Статья 144 ТК РФ)

6. Положение о персональных данных работников или другие документы, регулирующие порядок использования персональных данных работников на предприятии (Статья 87 ТК РФ)

7. Трудовые договоры со всеми работниками (срочные договоры, с указанием основания (причины) для заключения договора на определенный срок) (Статьи 67, 59 ТК РФ)

8. Приказы о приеме на работу (Статья 68 ТК РФ, форма приказа Т-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

9. Документы работников, требуемые законодательством:

- документы об образовании;

- документ о квалификации;

- документ о наличии специальных знаний;

- документы воинского учета (военный

билет, приписное свидетельство и др.);

- документ о прохождении медицинских осмотров (предварительных и периодических) (Статья 65 ТК РФ)

10. Журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя при приеме на работу (или соответствующие расписки работников) (Статья 68 ТК РФ)

11. Документы, подтверждающие прохождение работниками предварительных и периодических медицинских осмотров (в определенных случаях) (Статьи 69, 266, 328, 331 ТК РФ)

12. Приказы о переводе на другую работу (Статья 72 ТК РФ, формы Т-5, Т-5а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

13. Трудовые книжки (оформленные должным образом) (Статья 65 ТК РФ)

14. Приказы о привлечении работников к сверхурочной работе (Статья 99 ТК РФ)

15. Письменные согласия работников на выполнение сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни и др. (Статья 99 ТК РФ)

16. Персональные уведомления, врученные работникам под расписку, об их праве отказаться от сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни (для определенных категорий работников,

включая женщин с детьми до трех лет, работников до 18 лет и др.) (Статьи 99, 113 ТК РФ)

17. Листки временной нетрудоспособности (Статья 183 ТК РФ)

18. Форма расчетного листка при выплате заработной платы (Статья 136 ТК РФ)

19. График отпусков на календарный год (Статья 123 ТК РФ), форма Т-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26

20. Личные заявления о предоставлении отпуска, о перенесении времени отпуска, о разделении отпуска на части (Статьи 124, 125 ТК РФ)

21. Письменные уведомления работодателем работников о времени начала отпуска (Статья 123 ТК РФ)

22. Документы, подтверждающие оплату отпускных (платежные ведомости, расписки работников, банковские платежные документы и т.п.) (Статья 136 ТК РФ)

23.Приказы и иные документы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий (докладные записки, объяснительные записки, иные документы, касающиеся проведения дисциплинарного расследования) (Статья 193 ТК РФ)

24.Документы, подтверждающие основание увольнения (заявления об увольнении по собственному желанию, соглашения о прекращении трудовых отношений и др.) (Статьи 77 — 84 ТК РФ)

25. Уведомления работников (об истечении срока трудового договора, о прекращении трудового договора в течение испытательного срока, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией или сокращением штата и др.) и подтверждения о получении таких уведомлений (Статьи 71, 79, 180 ТК РФ)

26. Приказы о прекращении действия трудового договора (Статья 58 ТК РФ, формы Т-8, Т-8а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26

27. Договоры о полной материальной ответственности с определенными категориями работников (Статьи 243, 244 ТК РФ)

28. Акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (Форма Т-73, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

29. Штатное расписание, утвержденное приказом работодателя (Форма Т-3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

30. Личные карточки работников (Форма Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

31. Книга учета движения трудовых книжек (пронумерованная и прошнурованная), Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением

Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162)

32. Табели учета использования рабочего времени (Формы Т-12, Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

33.Ведомости выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с трудовыми отношениями (Формы Т-49, Т-51, Т-53, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

34. Журнал учета листков временной нетрудоспособности

35. Справки о выплате заработной платы (в том числе под расчет с уволенными работниками, об оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплате листков временной нетрудоспособности, пособий, выходных пособий и других выплат при увольнении по сокращению численности или штатов и др.)

36. Приказы о предоставлении отпуска (Формы Т-6, Т-6а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

37. Записка-расчет о предоставлении отпуска (Форма Т-60, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

38. Приказы о направлении работников в командировку (Формы Т-9, Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

39. Командировочные удостоверения работников (Форма Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

40. Служебные задания для направления в командировку и отчеты об их выполнении (Форма Т-10а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

41. Должностные инструкции работников, утвержденные работодателем, если трудовая функция не прописана в трудовом договоре (Статьи 57, 68 ТК РФ)

42. Журнал учета приказов и распоряжений работодателя Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299)

43. Положения/соглашения о коммерческой тайне (Статья 57 ТК РФ)

44. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утвержденный работодателем

45. Положение об аттестации, утвержденное приказом работодателя (Статья 81 ТК РФ)

46. Приказ о назначении аттестационной комиссии (В соответствии с положением об аттестации)

47. Иные документы, касающиеся проведения аттестации, предусмотренные положением об аттестации (В соответствии с положением об аттестации)

48. Приказы о поощрении работников (Формы Т-11, Т-11а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26)

49. Книга учета бланков трудовых книжек

50. Журнал учета мероприятий по контролю

 

Источник http://ohrana-truda-rf.ru/prava-gosudarstvennyx-inspektorov-truda/

Инженер (специалист) по охране труда по совместительству Красноярск и Красноярский край

Если у вас небольшая организация и персонал не работает в опасных и вредных условиях труда, зачем вам «целый» инженер по охране труда? Его нужно искать, ещё и с определённым образованием и квалификацией (см.квалификация инженера по охране труда), организовывать ему рабочее место, платить зарплату и налоги, контролировать работу и т.д. (см. функции инженера по охране труда или еткс специалист по охране труда).

А может у вас была проверка из Государственной инспекции труда? Или вам нужна такая должность для участия в тендерах? Или для оформления допуска на объекты (требования специалист по охране труда)? Или вы просто хотите соблюдать закон?

Одним словом вам требуется инженер по охране труда, но по большей части формально (ищу инженера по охране труда).  

В этом случае инженер по охране труда по совместительству — это ваш вариант.

 

Я предлагаю свои услуги инженера специалиста по охране труда по совместительству. Все документы в наличии, опыт работы в охране труда более 14 лет. Имеются связи в государственных службах и учебных центрах (в плане аттестации, проверки знаний по охране труда, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности).

 

Оплата — 6000 руб. в месяц (без присутствии в организации, т.е. без транспортных расходов) на р/с ИП с заключением договора оказания услуг на 12 месяцев. При этом пакет документов будет сделан совершенно бесплатно. Так же, на протяжение всего срока совместительства вы будете получать консультационную помощь по вопросам, безопасности труда.

 

Согласитесь, такой вариант намного привлекательнее. Инженер по охране труда по совместительству (не путать с инженер по охране труда совмещение).

 

+7 (391) 2925919 Александр Владимирович

2925919@bk.ru

Инструктажи

В соответствии с трудовым законодательством (см., в частности, ст. ст. 211 и 212 ТК РФ) работодатели не только должны обеспечить сотрудникам безопасную работу, но и снабдить их необходимой информацией, соответствующими инструкциями, проводить обучение и осуществлять контроль за соблюдением техники безопасности.

Инструктаж – это одна из форм обучения работника безопасности труда, как правило инструктаж предполагает ознакомление работника с характером предстоящей работы ее особенностями, вредными и опасными производственными факторами.

Инструктажи по охране труда можно разделить на несколько видов:

Вводный – проводиться всем работникам желающим устроиться на работу в организацию, как правило охватывает общие вопросы деятельности организации в целом. Цель вводного инструктажа заложить в работника знания по общим вопросам деятельности организации.

Первичный, или на рабочем месте – всем проводиться работникам организации за исключением освобожденных от данного инструктажа. Цель инструктажа заложить в работника знания по выполнению порученной работнику работы. Проводиться, как правило, непосредственным руководителем по инструкции на выполнение определенных видов работ.

Целевой, Повторный внеплановый и д.р – виды инструктажа проводящегося в случае освоения новых видов работ, выявления нарушений норм охраны труда работающими, усвоения имеющихся знаний по охране труда.

 

Цель инструктажа  - получение работником начальных знаний по безопасным приемам и нормам выполнения работ.

Инструктаж можно оценивать как первую ступень обучения работника теоретическим знаниям.

Затем проводиться стажировка или обучение практическим навыкам безопасной работы.

И возглавляет процесс получения работником навыков и знаний по охране труда собственно само обучение охране труда, которое проводиться в течение 1 месяца с момента приема работника на работу, которое оформляется протоколом аттестационной комиссии организации .

Обучение, в вопросах обеспечения охраны труда играет первостепенную, главенствующую роль. В зависимости от прохождения обучения ставиться и решается вопрос о дальнейшей работе работника.

Обучение охране труда является непрерывным и постоянным. Работодатель обязан обучать охране труда вновь принятых работников в течении 1 месяца с момента приема на работу и всех работников организации не реже чем раз в год.

Кроме того работодатель в течении всего периода работы обязан проводить инструктажи Целевой, Повторный, Внеплановый.

 

Одновременно с обучением по  охране труда проводятся обучение по пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Аналогично обучению по охране труда оно предусматривает инструктажи и собственно само обучение с оформлением его результатов аттестационной комиссией.

 

Журналы по охране труда

Ниже перечислены некоторые виды журналов по охране труда, которые необходимы  в повседневной работе специалистов по охране труда:

1)                 Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

2)                 Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектрическому персоналу.

3)                 Журнал учета проверки знаний норм и правил работы в электроустановках.

4)                 Журнал регистрации вводного инструктажа.

5)                 Журнал учета, проверки и испытания электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему

6)                 Журнал записи результатов проверки инструментов и предохранительных приспособлений.

7)                 Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

8)                 Оперативный журнал.

9)                 Журнал учёта выдачи инструкций по ОТ.

10)             Журнал учёта инструкций по охране труда.

11)             Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте(с графой "номер инструкции").

12)             Журнал инструктажа по охране труда для лиц сторонних организаций.

13)             Журнал регистрации повторный инструктажа.

14)             Журнал для оперативно-ремонтного персонала.

15)             Журнал по учёту противоаварийных, противопожарных тренировок.

16)             Журнал инструктажа по пожарной безопасности.

17)             Журнал аварийных тренировок.

18)             Журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа.

19)             Журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте

20)             Журнал учета выдачи нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности.

21)             Журнал осмотра помещений перед их закрытием

22)             Журнал учета огнетушителей

23)             Журнал учета и выдачи инструмента.

24)             Журнал учета, проверки и содержания электрозащитных средств, приспособлений, ручного электроинструмента и сварочных аппаратов.

25)             Вахтенный журнал крановщика. 

26)             Журнал профилактического ремонта электрооборудования.

27)             Журнал учёта и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений.

28)             Журнал контрольных проверок манометров.

29)             Книга учёта и освидетельствования сосуда.

30)             Журнал технического освидетельствования тары.

31)             Журнал учёта работ по нарядам и распоряжениям.

32)             Журнал учёта газоанализаторов.

33)             Журнал учета дефектов и неполадок электрооборудования.

34)             Журнал учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары.

35)             Журнал записи нарядов и выполнения работ.

36)             Журнал выдачи защитных средств.

37)             Журнал учета работы компрессора;

38)             Журнал проверки знаний обслуживающего персонала правил и инструкций;

39)             Журнал (формуляр) учета ремонтов компрессорной установки

40)             Журнал учета освидетельствований сосудов, работающих под давлением;

41)             Журнал проверки знаний персонала правил и инструкций;

42)             Сменный журнал работы сосудов под давлением;

43)             Другие Журналы требуемые законодательством РФ в зависимости от специфики выполняемой деятельности, работы.

 

Стоимость одного журнала объемом 28 листов от 44-50 руб.

Расследование несчастного случая

Специалист нашей организации оперативно окажет Вам квалифицированную помощь в оформлении несчастного случая. Консультации по имеющимся вопросам.

 

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, выполняющими работу по трудовому договору; со студентами образовательных учреждений при прохождении производственной практики в организациях; с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследование несчастного случая регламентируется Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве", Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях*, утв. постановлением Министерства труда РФ от 24 октября 2002 г.; Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г., которые действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя. В статье 228 ТК РФ законодатель указывает обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения; принять меры по предотвращению аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования обстановку происшествия, сделать фотографии, схемы и т.п.; обеспечить своевременное расследование в соответствии с требованиями Кодекса; немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщения в соответствующие органы и организации. Так, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан сообщить о несчастном случае, происшедшем в организации:

  • в соответствующую государственную инспекцию труда;
  • в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая и т.д.;

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно должен создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются: специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом работодателя; представитель работодателя; представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.
Расследование несчастного случая на производстве, который не квалифицируется как групповой и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

По каждому несчастному случаю на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. В трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве работодатель обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - родственникам либо доверенному лицу погибшего. Второй экземпляр акта о несчастном случае на производстве вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя).

По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем.

Все разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ).

Несчастные случаи в зависимости от причин, места и времени происшествия делятся на две группы: несчастные случаи, связанные с работой, и несчастные случаи, не связанные с работой (бытовые травмы),

Несчастные случаи, произошедшие на производстве и подлежащие расследованию, но по решению комиссии, не признанные несчастными случаями на производстве оформляются актом произвольной формы и не учитываются. К ним относятся:

  • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения или следственными органами;
  • смерть, единственной причиной которой по заключению учреждения здравоохранения явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
  • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно- наказуемого деяния.

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда.

Несчастные случаи, квалифицированные, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1.

Акт формы Н-1 составляется комиссией в двух экземплярах.

При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1 составляются на каждого пострадавшего отдельно.

При несчастном случае на производстве с застрахованным работником составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1.

В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного работника, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте расследования указывается степень его вины в процентах, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации (не более 25%).

Помощь при Проверках

Напоминаем, что плановая работа квалифицированного специалиста и внимательность помогает избежать штрафов и других санкций проверяющих органов.

В случае, если Вы уже стали объектом для изучения проверяющего органа, не спешите расстраиваться большую часть нарушений трудового законодательства РФ возможно устранить в сжатые сроки, законными способами. Изучите запрос и распоряжение на проведение проверки. Затем определите цель и объем проверки (изучаемых документов). Как правило, если проверка внеплановая (по обращению гражданина) объем запрашиваемых документов невелик. Если Вы собственными силами в состоянии грамотно разработать и предоставить документы, а в случае необходимости разъяснить проверяющему порядок работы с ними вероятнее всего вы избежите санкций со стороны проверяющих органов. В случае, если от Вас требуют предоставить документы, которых у Вас нет и (или) о существовании которых Вы и не подозревали, Вам выгоднее воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, так как размер санкций может в разы превышать стоимость его услуг.

Стоимость оказываемой при проверке помощи определена в прайс-листе.

 

Для организаций заключивших договор на абонентское обслуживание стоимость работ по оказанию помощи при проверках включена в договор.

 

Представление Ваших интересов  при проведении проверок соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда включает:

  • Приведение документов  в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства РФ.
  • Присутствие, взаимодействие (общение) с проверяющими органами в ходе проверки.
  • Представление интересов организации в ГИТ, Прокуратуре.
  • При необходимости, обжалование решений проверяющего органа в суд.
  • Выполнение предписания проверяющего органа.

 

Контроль за соблюдением трудового законодательства  в России осуществляют Инспекция по труду и (или) Прокуратура. Некоторые области законодательства о труде могут затрагивать специализированные надзоры в ходе своих проверок.

Проведение проверок в РФ регулируется следующими  документами:

1.Конвенция N 81 Международной организации труда, принята в Женеве 11.07.1947,

2.Трудовой кодекс  Российской Федерации,

3.Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

Обеспечение СИЗ

В соответствии с  требованиями ст.221 Федерального закона от 30 декабря 2001г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»работникам организации, на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты. Приказом Минздравсоцразвития России №777н от 1 сентября 2010 г. «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» выдаются средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СИЗ применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией и размещением оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты. Их отличие от коллективных средств защиты заключается в том, что они придаются не производственному оборудованию, а непосредственно работающему человеку.

Если коллективные средства защиты могут быть встроены в оборудование таким образом, чтобы их нельзя было вывести или заблокировать без остановки производственного процесса, то применение индивидуальных средств защиты во многом зависит от мотивации работника. Когда они затрудняют или задерживают выполнение производственного задания, рабочий может отказаться от использования СИЗ, чтобы не потерять в заработке. В связи с этим одним из главных требований к средствам  индивидуальной защиты является их удобство. Что касается средств индивидуальной защиты для женщин, то для них немаловажным показателем является эстетичность.

Средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, отвечать требованиям ГОСТов, ОСТов и технических условий. Каждая партия поступивших на предприятие средств индивидуальной защиты должна быть подвергнута комиссионному внешнему осмотру и проверке на соответствие заявленному ассортименту по моделям, ростам, расцветке, родовому признаку, назначению. На каждой упаковке (партии) СИЗ следует проверять наличие стандартных маркировочных данных. Средства индивидуальной защиты не должны иметь механических повреждений и других дефектов. При осмотре спецодежды, спецобуви, рукавиц необходимо обращать внимание на соответствие и качество применяемых материалов и фурнитуры, качество строчек, швов, соответствие размеров изделия и т.д. Средства защиты органов дыхания, средства защиты глаз и лица, предохранительные пояса должны иметь паспорта и инструкции по эксплуатации. Маркировка фильтрующих элементов средств защиты органов дыхания должна соответствовать срокам гарантированного хранения. Необходимо проверить возможность замены очковых и смотровых стекол средств защиты глаз и лица без применения специального инструмента. Следует проконтролировать надежность и прочность фиксации несущей ленты и подбородочного ремня по размерам у средств защиты головы (касок). При оценке качества предохранительных поясов необходимо проверить надежность работы пряжки и карабина (пояс должен расстегиваться и застегиваться без затруднений, раскрытие карабина должно происходить усилием одной руки только после нажатия предохранительного устройства).

Все средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, одежда специальная защитная, средства защиты ног, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты глаз, средства защиты органов слуха, средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства, защитные фармакологические средства, средства защиты комплексные.

В зависимости от назначения спецодежда, спецобувь и средства защиты рук могут выполнять сигнальную функцию или обеспечивать защиту от:

-     механических воздействий;

-     скольжения;

-     повышенных температур;

-     радиоактивных загрязнений и рентгеновских излучений;

-     электрического тока, электростатических зарядов и полей;

-     нетоксичной пыли;

-     токсичных веществ;

-     воды и растворов нетоксичных веществ;

-     растворов кислот;

-     щелочей;

-     органических растворителей, в том числе лаков и красок на их основе;

-     нефти, нефтепродуктов, масел и жиров;

-     производственных загрязнений;

-     вредных биологических факторов;

-     статистических нагрузок (от утомляемости).

По видам спецодежда подразделяется на: тулупы, пальто; полупальто, полушубки; накидки, плащи; халаты; костюмы; куртки; брюки; комбинезоны, полукомбинезоны; жилеты; платья; блузы; юбки; фартуки. Существует очень много моделей спецодежды, причем большинство из них универсальны по своим защитным свойствам. Так, костюмы для геологов обеспечивают защиту от механических воздействий и воды.

Спецобувь, как и спецодежда, обеспечивает защиту работающего от целого комплекса вредных или опасных производственных факторов. Промышленностью выпускаются следующие виды спецобуви: сапоги и полусапоги кожаные, резиновые, валяные; ботинки, полуботинки и туфли; галоши; унты; боты, чуни.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относят респираторы, промышленные противогазы и изолирующие дыхательные аппараты, которые применяются для защиты от вредных веществ (аэрозолей, газов, паров), содержащихся в окружающем воздухе. По принципу действия эти средства защиты делятся на фильтрующие, обеспечивающие защиту в условиях достаточного содержания свободного кислорода в воздухе (не менее 18%) и ограниченного содержания вредных веществ, и изолирующие, обеспечивающие защиту в условиях недостаточного содержания кислорода и неограниченного содержания вредных веществ.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания по назначению разделяются на три типа:

— противопылевые – для защиты от аэрозолей;

— противогазовые – для защиты от парообразных вредных веществ;

— газопылезащитные – для защиты от парообразных вредных веществ и аэрозолей, присутствующих в воздухе одновременно.

К изолирующим средствам защиты органов дыхания относят:

— шланговые – обеспечивающие подачу воздуха, пригодного для дыхания из чистой зоны;

— автономные – обеспечивающие подачу дыхательных смесей из индивидуального источника воздухоснабжения.

Основными показателями, характерезующими средства индивидуальной защиты органов дыхания, являются:

— коэффициент защиты, то есть кратность снижения концентрации вредного вещества, обеспечиваемую данным средством защиты;

— начальное сопротивление на вдохе и выдохе;

— ограничение поля зрения;

— время защитного действия фильтрующих элементов (для противогазовых и газопылезащитных средств защиты) при непрерывной работе и средних концентрациях вредных веществ.

В качестве индивидуальных средств защиты рук применяют рукавицы, перчатки, напальчники и дерматологические средства - мази, пасты, кремы, очистители кожи. Средства защиты рук от полимерных материалов должны иметь дату изготовления и гарантийный срок хранения. Перчатки рекомендуется применять с вкладышами. Для этого могут быть использованы любые виды трикотажных перчаток.

Основным средством индивидуальной защиты головы работающих от механических воздействий являются каски. Материал, применяемый для их изготовления, устойчив к действию агрессивных веществ, органических растворителей, воды. Кроме того, каски защищают голову от поражения электрическим током при случайном прикосновении к токоведущим частям электроустановок.

Каски используют и для закрепления на них других средств индивидуальной защиты: противошумных устройств, щитков для сварщиков, прозрачных экранов для защиты глаз и лица. На касках могут также укрепляться выносные элементы индивидуальных осветительных приборов. Каски, выпускаемые в комплекте с утепляющим подшлемником, можно использовать в холодное время года.

Защитные очки являются средством индивидуальной зашиты глаз от воздействие вредных и опасных производственных факторов: твердых частиц, пыли, брызг жидкостей и расплавленного металла, разъедающих газов, УФ-, ИК-, радио- и лазерного излучений, слепящей яркости. Очки выпускают с однослойными или трехслойными бесцветными стеклами, а также со стеклами-светофильтрами – силикатными или пластмассовыми.

Защитные лицевые щитки обеспечивают защиту не только глаз, но и лица от твердых частиц, искр, брызг жидкости и расплавленного металла, ИК-, УФ- и радиоизлучений, слепящей яркости. Существуют следующие типы щитков:

-     щитки с наголовным креплением;

-     щитки с креплением на каске;

-     щитки с ручкой;

-     щитки универсальные (с наголовным креплением и ручкой).

Основное назначение средств индивидуальной защиты от шума – ослабление звуков, воздействующих на слуховую мембрану наружного уха, для уменьшения колебаний чувствительных элементов внутреннего уха. Средства индивидуальной защиты от шума предупреждают расстройства не только слухового анализатора, но и нервной системы.

Средства индивидуальной защиты от шума в зависимости от конструктивного выполнения делятся на противошумные наушники, вкладыши, шлемы, каски и противошумные костюмы. Наушники защищают ушную раковину снаружи. Вкладыши перекрывают слуховой канал. Шлемы и каски закрывают часть головы и ушную раковину. Противошумные костюмы обеспечивают защиту тела человека, головы или части головы.

Предохранительные пояса являются средством защиты рабочих от падений при выполнении ими работ на высоте. Материал пояса должен быть устойчив к действию солнечных лучей, атмосферных осадков, не разрушаться под действием кислот, щелочей окислителей, органических растворителей и других агрессивных веществ. Каждый предохранительный пояс необходимо испытать на прочность. Испытанию подвергаются и отдельные его части – ремни, кольца и цепь с карабином. Пояса, прошедшие испытания, снабжаются специальными бирками или жетонами. Запрещается передача пояса другому лицу.

Защитные дерматологические свойства применяются для защиты кожи в тех случаях, когда по условиям труда работающие не могут пользоваться перчатками и рукавицами. По назначению и физико-химическим свойствам защитные пасты, мази, кремы делятся на три группы. К первой группе относятся гидрофобные препараты, защищающие кожу рук от воды, растворов кислот, щелочей, солей, водо- и содомаслянных эмульсий и других химических продуктов. В них содержатся вещества, не смачиваемые водой и нерастворимые в ней. Во вторую группу входят гидрофильные препараты, предназначенные для защиты кожи рук работающих с безводными органическими растворителями, нефтепродуктами, маслами, жирами, лаками, красками, смолами. Пасты и мази этой группы состоят из веществ, легко растворимых или смачиваемых водой. К третьей группе относят очистители кожи рук, предназначенные для удаления производственных загрязнений.

При употреблении защитных дерматологических средств требуется уход за кожей после их использования. Это особенно важно при длительном контакте с обезжиривающими и раздражающими химическими веществами. Не следует длительное время (боле 1 мес.) пользоваться одними и теми же пастами и мазями.

Акредитация организации по охране труда

В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации организации (речь идет об организациях, ИП в данную категорию попадают только в случае, если оказывают данные услуги с помощью наемного персонала), оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

 

Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:
· подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;
· подтверждения полномочий организаций оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;
· обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.
Долгое время данная норма не работала в связи с отсутствием предусмотренного нормативными актами порядка аккредитации таких организаций.
В области охраны труда, законодательством изначально были регламентированы услуги оказываемые организациями по аттестации рабочих мест (аккредитация по аттестации рабочих мест) с их последующей сертификацией (аккредитация по сертификации) и обучению охране труда (лицензия на обучение). Выше указанная деятельность, в области охраны труда, подлежала лицензированию. Работа без получения аккредитации, лицензии в области аттестации, сертификации рабочих мест и обучения охране труда не допускалась.
Именно поэтому, много споров вызвал Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Pocсии) от 1 апреля 2010 г. N 205н г. Москва «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

 

Так как, в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация вошли и те виды деятельности в области охраны труда, которые уже были регламентированы законодательством и подлежали лицензированию, а именно:
1. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

 

Особо остро обсуждался вопрос о замене ранее существовавшего порядка лицензирования, аккредитации новым, закрепленным в приказе уведомительным порядком аккредитации. Что теоретически могло повлиять на сложившийся рынок услуг в области охраны труда. Так как, участники этого рынка уже имеющие на руках лицензии и разрешения на проведение работ в области охраны труда теоретически могли быть не аккредитованы Минздравсоцразвития Pocсии, а следовательно должны были–бы уйти с рынка охраны труда.
Как уже показало время, существенных изменений в области оказания услуг по охране труда не произошло.
Следует отметить, что одним из основных новшеств приказа Минздравсоцразвития Pocсии явилось введение порядка аккредитации организаций «Осуществляющих функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек».
Данный вид деятельности, ранее не подлежал лицензированию и аккредитации. Включение данного вида деятельности в число подлежащих обязательной аккредитации вызвало не меньше споров и домыслов, что и ранее рассмотренные лицензируемые виды деятельности в области охраны труда.
А именно, из формального толкования приказа Минздравсоцразвития Pocсии следует, что организация вправе прибегать к аутсорсингу охраны труда, то есть передаче функций службы охраны труда сторонней организации только в случае если численность работников организации не превышает 50 человек.
Однако, п. 3 ст. 217 ТК РФ рассматривает данную норму более широко и позволяет работодателю прибегать к аутсорсингу охраны труда не в зависимости от численности организации. На наш взгляд, на лицо противоречие приказа Минздравсоцразвития Pocсии действующему трудовому законодательству РФ, что позволяет двояко применять данную норму:
· Либо, аутсорсинг охраны труда в организациях численностью свыше 50 человек совсем не подлежит аккредитации (что мало вероятно).
· Либо, в организациях численностью свыше 50 человек нельзя передавать функции службы охраны труда сторонней организации, и в организации должна быть сформирована своя служба охраны труда либо введен специалист по охране труда.
На сегодняшний момент, еще нет каких-либо официальных разъяснений по вопросу применения приказа в данной части. Поэтому мы рекомендуем для организаций численностью свыше 50 человек вводить должность специалиста по охране труда, которому мы в состоянии оказать повсеместную помощь:
· В подготовке всех документов в области обеспечения безопасности труда.
· В проведении инструктажей
· В проведении обучения по охране труда и другим направлениям безопасности труда
· В расследовании несчастных случаев и т.д.
Таким образом, мы выполним работу по всем направлениям деятельности в области охраны труда, как и при аутсорсинге охраны труда.

При необходимости мы используем ресурсы наших партнеров-организаций, которые аккредитована как организация «Осуществляющая функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек».

 

Специалист по ОТ и ПБ Приходько А.В., имеет 14 летний опыт работы в области безопасности труда, грамотно и оперативно:
· Сопровождает, а фактически ведет работу специалистов по охране труда (службы охраны труда) в организациях численностью более 50 человек.
· Разрабатывает документы по охране труда, электро и пожарной безопасности.
· Консультирует по всем вопросам трудового Законодательства РФ.
· Представляет интересы организации в суде и надзорных органах.
· Принимает участие в расследованиях несчастных случаев и т.д..

Ответственность за нарушение норм ТК РФ

Как показывает практика штатный юрист, инженер по охране труда или бухгалтер организации, не могут параллельно, качественно вести учет кадров и ориентироваться в законодательстве об охране труда, которое содержится не только в Трудовом кодексе РФ, но и во множестве подзаконных нормативных актах, некоторые из которых, в части не противоречащей действующему ТК РФ, действуют с 20-х годов прошлого века. (Постановление Народного комиссариата труда СССР от 13 февраля1928 г. N 106 "О работниках с ненормированным рабочим днем") и некоторые другие. Однако, обязанность соблюдения норм трудового права обеспечивается административной (ст.ст. 5.27, 5.28, 5.29, 5.30, 5.31, 5.32,5.33,5.34 КоАП РФ), а в некоторых случаях и уголовной (ст.ст. 143, 145, 145.1 УК РФ до трех лет лишения свободы, с лишением права занимать руководящие должности на срок до трех лет) ответственностью, за их нарушение (не соблюдение).

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового права работодатель и другие должностные лица привлекаются к административному наказанию в виде штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ, юридическое лицо - от 300 до 500 МРОТ, которые могут накладываться одновременно. При этом, как правило, выдается обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, на что потребуется время и денежные расходы, связанные с внесением изменений (исправлений) в документы. Повторное нарушение норм ТК РФ в течение года влечет дисквалификацию руководителя.

Согласно ст. 3.11 Кодекса дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Конструктор сайтов
Nethouse