Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Ответственность за нарушение норм ТК РФ

Как показывает практика штатный юрист, инженер по охране труда или бухгалтер организации, не могут параллельно, качественно вести учет кадров и ориентироваться в законодательстве об охране труда, которое содержится не только в Трудовом кодексе РФ, но и во множестве подзаконных нормативных актах, некоторые из которых, в части не противоречащей действующему ТК РФ, действуют с 20-х годов прошлого века. (Постановление Народного комиссариата труда СССР от 13 февраля1928 г. N 106 "О работниках с ненормированным рабочим днем") и некоторые другие. Однако, обязанность соблюдения норм трудового права обеспечивается административной (ст.ст. 5.27, 5.28, 5.29, 5.30, 5.31, 5.32,5.33,5.34 КоАП РФ), а в некоторых случаях и уголовной (ст.ст. 143, 145, 145.1 УК РФ до трех лет лишения свободы, с лишением права занимать руководящие должности на срок до трех лет) ответственностью, за их нарушение (не соблюдение).

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового права работодатель и другие должностные лица привлекаются к административному наказанию в виде штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ, юридическое лицо - от 300 до 500 МРОТ, которые могут накладываться одновременно. При этом, как правило, выдается обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, на что потребуется время и денежные расходы, связанные с внесением изменений (исправлений) в документы. Повторное нарушение норм ТК РФ в течение года влечет дисквалификацию руководителя.

Согласно ст. 3.11 Кодекса дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Аттестация рабочих мест

Статья 212. Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия труда, в число которых входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда

Если перед Вами встал вопрос о проведении работ по аттестации рабочих мест, Вы знаете что процесс этот дорогостоящий. Аттестация одного рабочего места может обойтись от 2500 руб. В случае если Вы решились на это, мы поможем оформить организационные документы требуемые законом для проведения аттестации.   

 

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы для:

  • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующей нормативно-правовой документацией;
  • сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
  • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров и разногласий в судебном порядке;
  • рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
  • включения в трудовой договор условий труда работников;
  • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
  • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1-Т (условия труда);
  • применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест

Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются организацией в зависимости от изменения условий и характера труда. Аттестация рабочих мест проводится не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Аттестация рабочих мест обязательна для предприятий всех форм собственности.

Подготовка к аттестации рабочих мест

Руководство предприятия принимает решение о проведении аттестации рабочих мест на предприятии и утверждает аттестационную комиссию. При подготовке к аттестации рабочих мест по условиям труда составляется список всех рабочих мест для выявления опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров.

Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

Документы аттестации рабочих мест

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности. Документация по результатам аттестации рабочих мест подлежит хранению в архиве на протяжении 45 лет. Ответственным лицом за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является руководитель организации.

 

 

 

Обучение по охране труда

Обучим по  программе: обучения охране труда руководителей и специалистов организации   без отрыва от производства.

Не забывайте, что работник должен быть обучен охране труда в течении 1 месяца с момента приема на работу. Дальнейшая его работа без прохождения обучения и успешной задачи экзаменов по охране труда не допускается. Виновные в допуске лиц не прошедших обучение охране труда к работе несут ответственность вплоть до уголовной, особенно если с таким человеком произойдет несчастный случай. Так как в этом случае вина работодателя будет очевидна. Не обученный работник должен быть отстранен от работы незамедлительно. Но, если он все-таки приступил к работе и получил в процессе работы травму, виноватым признают работодателя своевременно не отстранившего такого работника от работы.

Государственная инспекция труда вправе отстранить от работы лиц, не прошедших обучение. А в случае невыполнения предписаний инспекции - приостановить работу предприятия на срок до 90 дней.

Кроме того на должностных лиц и руководителей организации могут быть наложены административные штрафы до 5000 и 50 000 рублей.

 

В зависимости от требований Вашего производства организуем и проведем обучение (аттестацию) работников по другим направлениям безопасности труда, а именно:

  • Электриков по проверке знаний правил  эксплуатации электроустановок,
  • По пожарной безопасности, по программе пожарно-технического минимума,
  • Машинистов кранов,
  • Стропальщиков,
  • По другим видам работ.

 

Требования к созданию и деятельности таких комиссий по обучению различные и определяются нормативно правовыми актами определенной отрасли производства.

 

Таким образом, на территории предприятия могут быть созданы и действовать сразу несколько комиссий по обучению, по охране труда и различным направлениям производства.

Целесообразность создания таких комиссий определяется руководителем предприятия в зависимости от численности работников предприятия и численности работников подлежащих обучению по тому или иному направлению производственной деятельности. 

Как правило, если количество работников подлежащих обучению больше 9 уже выгоднее формировать в организации комиссию по обучению, по данному направлению производственной деятельности, так как плюсы очевидны. Это своевременное оперативное, без отрыва от производстваудовлетворение потребностей организации в обученных работниках в неограниченных количествах.

 

Для организаций заключивших договор абонентского обслуживания по охране труда (аутсорсинга охраны труда)  работы по  организации и проведению обучения включены в стоимость  договора.

Документы по охране труда

Организациям, планирующим самостоятельно осуществлять мероприятия по охране труда, предлагаем  воспользоваться нашей услугой по разработке и подготовке комплекта документов обеспечивающих безопасные условия труда и безопасное производство работ на Вашем предприятии (далее документы по охране труда).

В данный комплект документов по охране труда включены: приказы, положения, инструкции и т.д., регламентирующие вопросы как охраны труда, так и электро и пожарной безопасности (объеме пожарно-технического минимума), так как к вопросам безопасности труда мы подходим комплексно и считаем что пожарная безопасность и электробезопасность обязана соблюдаться на каждом объекте, в том числе производственном.

Документы разрабатываются с учетом специфики Вашей деятельности. Объем разрабатываемых документов в каждом случае различен и определяется требованиями действующего трудового законодательства РФ и особенностями Вашего производственного процесса (деятельности).

 

Коротко о предназначении документов:

1.      Приказы:

  • распределяют  и юридически закрепляют ответственность должностных лиц организации (заместителей руководителя, начальников отделов, подразделений и т.д.) за безопасное выполнение работ. Отсутствие этого означает, что руководитель организации всю ответственность за обеспечение безопасных условий труда оставляет за собой, а ответственность всегда предполагает санкцию, которая может быть предусмотрена и Уголовным кодексом, в зависимости от тяжести последствий.
  • устанавливают систему управления  охраной труда (далее УОТ) на предприятии Коротко суть которой составляет: введение и закрепление политики в области УОТ, планирование, распределение обязанностей и ответственности по УОТ, контроль и корректировка выполнения обязанностей (на крупных предприятиях желательно иметь трехступенчатый контроль), что в целом позволит руководителю  принимать своевременные и правильные решения.

2.      Инструкции:

  • устанавливают требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, офиса и т.д., где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
  • на каждый вид работы, на каждое используемое в работе оборудование будет разработана инструкция по безопасному производству работ.

3.      Положения, программы:

  • документы регламентирующие основополагающие вопросы охраны труда на предприятии, закрепляющие принципы работы в области охраны труда в данной организации.
  • без данных документов невозможно организовать обучение по охране труда работников организации силами самой организации и т.д.

4.      Журналы по охране труда:

  • В рамках договора по разработке комплекта документов мы заводим требуемые законодательством журналы по охране труда и вносим (заполняем) в них все данные. В дальнейшем Вы только продолжите вести данные журналы.

5.      Обучение по охране труда:

  • В рамках договора Вы получите обученных охране труда работников организации, документы и практическую помощь  позволяющую Вам в дальнейшем своими силами производить обучение охране труда работников своей организации

6.      Другие документы:

  • В зависимости от особенностей деятельности Вашей организации, законами и другими нормативно правовыми актами РФ, в качестве обязательных для утверждения в организации, могут быть предусмотрены иные локально-нормативные акты по охране труда, не перечисленные выше.

 

В стоимость работы по подготовке документов включена консультация по всем вопросам трудового законодательства в количестве от 30 до 90 дней. Обычно консультация проводиться в форме обучения работника (ков) организации на которого(рых) в дальнейшем планируется возложить обязанности по обеспечению в организации норм охраны труда. По Вашему желанию порядок проведения консультации можно изменить. Время консультации (обучения) и день согласовывается с Вами. В дальнейшем в течении 3/х месяцев с момента разработки документов консультируем по всем вопросам охраны труда и трудового законодательства по телефону.

 

Плановый срок подготовки документов – от 10-ти рабочих дней.

Срок подготовки документов может быть уменьшен или увеличен в зависимости от штатной численности организации и используемого в работе оборудования.

 

По Вашему желанию, в случае если у Вас уже имеются какие либо документы по безопасности труда, либо Вам требуются регламентировать безопасность определенного вида работ либо безопасность труда при работе определенного оборудования,  можем оказать услугу по разработке документов частично, а именно только по:

  • охране труда,
  • пожарной безопасности,
  • электробезопасности,
  • разработка инструкций под конкретное оборудование,
  • разработка инструкций под конкретный вид работ,

 

В перечисленных случаях оплата работ определяется по договоренности, но не выше стоимости работ указанных в прайсе за разработку полного комплекта документов по охране труда.

Аудит охраны труда предприятия. Международные стандарты

На пороге XXI века человечество столкнулось с проблемой, когда развитие технического прогресса приводит к резкому возрастанию негативного воздействия на окружающую среду и безопасность человека, да и общества в целом. Мировая статистика показывает, что воздействие негативных факторов производственной деятельности в случае возникновения различного рода аварий, экологических нарушений и, как результат, количество случаев травматизма и профессиональной заболеваемости зависят не только от уровня существующей технологии, а в первую очередь от качества существующих систем управления, действие которых направлено на управление процессом планирования и достижения целей и задач в области промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ). Специалисты многих российских предприятий, осознавая вышесказанное и понимая, что современная система управления профессиональными заболеваниями и охраной труда, известная в России больше как система управления промышленной безопасностью и охраной труда (СУПБ и ОТ), является неотъемлемым условием для выхода на международный рынок, уже разрабатывают подобные системы.

Естественно, что любая система управления может считаться эффективно функционирующей только в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование,которое, в свою очередь, достигается через постоянный анализ и оценку ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы направлен аудит.

Слово «аудит» латинского происхождения и означает слушание. Следовательно, аудитор - слушающий, общающийся.

Понятие аудита разнообразно. Впервые деловой мир познакомился с финансовым аудитом, целью которого было дать оценку эффективности инвестирования средств состороны. Покупатели продукта, равно как и акционеры, и другие инвесторы, являются лицами заинтересованными в получении объективной информации о способности системы работать на максимизацию прибыли и реализацию других поставленных целей и задач. Именно по этой причине появились стандарты серии ИСО-9000, ИСО-14000,OHSAS-18000, которые были призваны стать инструментом для построения подобных систем управления.

Остановимся отдельно на стандартах - OHSAS-18001 и OHSAS-18002. Это комплекс стандартов, один из которых - OHSAS-18001 - детальная модель для формирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации, а второй - OHSAS-18002 - общие руководящие указания по применению этого стандарта. Надо сказать, что проблема построения СУПБ и ОТ связана еще и с тем, что, помимо соблюдения требований OHSAS-18000, предприятие обязано обеспечить при построении СУПБ и ОТ требования российского законодательства в области ПБ и ОТ. Огромное количество нормативных документов в области ПБ и ОТ, изданных за последние годы и часто противоречащих друг другу, затрудняют построение СУПБ и ОТ. К этому добавляется постоянная путаница на федеральном уровне в понятиях и разнице между аудитом систем управления, производственным контролем и контролем по охране труда, а также надзором в области ПБ и ОТ.

Тем не менее нужно четко понимать, что аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования системы управления, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться как отдельно взятый факт. Любое нарушение - это ключ к поиску несоответствия либо в структуре самой системы, либо в процессе ее реализации. Ошибочно полагать, что несоответствие - это только отклонение от требований различного рода нормативных документов в области ПБ и ОТ. Ошибки, допускаемые при реализации СУПБ и ОТ, были, есть и будут. Равно как были, есть и будут отдельные нарушения и, как следствие, травмы и инциденты. Вопрос в том, как найтипричины, устранение которых позволит свести к минимуму фактор риска.

Таким образом, аудит (проверка) СУПБ и ОТ - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в областиохраны труда (промышленной безопасности) запланированным мероприятиям, а также оценить эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям в соответствии с OHSAS-18001.

Рационально говорить о двух видах аудита СУПБ и ОТ:

  • аудит адекватности;
  • аудит соответствия.

Аудит адекватности устанавливает степень соответствия системы документов, входящих в СУПБ и ОТ, требованиям применяемого стандарта OHSAS-18001. Осуществляется это путем сравнения документов системы УПБ и ОТ (руководство, стандарты, инструкции по охране труда и др.) с требованиями OHSAS-18001 и подтверждением адресации каждой его статье. В свою очередь, аудит соответствия устанавливает степень, с которой документированная система УПБ и ОТ понятна, внедрена и соблюдается персоналом.

Аудит обычно подразделяют на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимой и автономной по отношению к проверяемому субъекту организацией. Это может быть аудит адекватности или соответствия.

Внутренний аудит посвящен изучению организацией своей собственной СУПБ и ОТ. Это самый важный из всех аудитов, он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности и действенности системы.

Аудит, независимо от класса и типа, должен проводиться квалифицированным, независимым и обученным персоналом, который не несет персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо наниматься на стороне.

Когда и зачем нужен аудит СУПБ и ОТ?

Ответ на этот вопрос позволяет нам систематизировать ситуации, связанные с возникновением потребности в этом виде аудита, К основным систематизирующим признакам можно отнести заказчика аудита, цель аудита и его масштаб.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (первая сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (вторая сторона) и какая-то независимая внешняя организация (третья сторона: акционер, инвестор и др.).

Для аудита третьей стороны обычно используется термин сертификация. Она проводится национальным международным уполномоченным органом по сертификации. Подобная сертификация может инициироваться самой организацией или другой стороной (потребитель, акционеры, инвесторы и др.) или обеими сторонами одновременно.

С точки зрения целей, аудиты разделяют на два вида:

  • аудиты, которые проводятся с целью изучения начальных оценок, предназначенных для принятия решений, как правило, стратегических;
  • мониторинг текущего состояния.

Первый вид порождает проблемы, обусловленные новизной ситуации для основных участников, второй связан с главной задачей управления организацией - непрерывным усовершенствованием.

В рамках создания современной СУПБ и ОТ в ОАО «Северсталь» разработан стандарт предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления окружающей средой, промышленной безопасностью и охраной труда. Стандартом определены роль и ответственность персонала при проведении внутреннего аудита системы управления, порядок подготовки, планирования внутреннего аудита и его проведения, порядок подготовки и регистрации отчетов о результатах аудита, анализа результатов и разработки корректирующих мероприятий. Приведены соответствующие указания по документированию результатов аудита, планы, контрольные листы регистрации данных и др.

Подготовка внутреннего аудита начинается в первую очередь с определения объектов _аудита. Согласно OHSAS-18001 объектами МОГУТ быть:

  • риски;
  • требования законодательных актов и др.;
  • цели и задачи в области охраны труда;
  • планы мероприятий (программы);
  • структура и ответственность за соблюдение требований охраны труда;
  • обучение, компетентность и осведомленность персонала в области охраны труда;
  • связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;
  • документация и управление документацией;
  • управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);
  • готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;
  • мониторинг условий и охраны труда и измерение параметров условий труда;
  • несоответствия, корректирующие и профилактические действия;
  • зарегистрированные данные;
  • анализ со стороны руководства;
  • степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций и производственных процессов нормативной документации по стандартизации;
  • людские и материальные ресурсы, оборудование.

В свою очередь, с целью выполнения требований существующего российского законодательства в области ПБ и ОТ в отношении организации производственного контроля и контроля по охране труда на предприятии, объекты аудита по OHSAS-18000 целесообразно подразделить по видам оборудования (типам технических устройств и др.). В конечном итоге, объектом аудита будет не просто, к примеру, структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ГПМ) и т. д.

По количеству объектов аудит делится на основные типы: оперативный (внеплановый), целевой, комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы ПБ и ОТ при установлении недопустимых фактов. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы ПБ и ОТ или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути своей аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Подобные аудиты включаются в планы работы группы, которые утверждаются руководителем службы ПБ и ОТ предприятия. Необходимым условием является то, что указанные планы в обязательном порядке должны рассылаться после их утверждения в проверяемые подразделения.

Наиболее характерным видом аудита является комплексный, в состав которого включаются практически все возможные объекты аудита. Комплексный аудит осуществляет комиссия, состоящая из специалистов службы ПБ и ОТ предприятия. Данные аудиты проводятся четко по графику, который разрабатывается в службе ПБ и ОТ, утверждается руководителем предприятия и до начала следующего года направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется исходя из результатов проведенной оценки риска. В структурных подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже двух раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, экологических нарушений и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже одного раза в год.

При планировании объема аудита нужно учитывать охват максимально возможного количества объектов (количество объектов аудита, имеющихся в проверяемом структурном подразделении). При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по данному объекту не было выявлено ни одного существенного несоответствия и в целом система по данному направлению функционирует хорошо, однако при последующих проверках данный объект аудита должен быть проверен вновь.

Для проведения внутреннего аудита нужно разработать программу, которая должна содержать;

  • объект и область аудита;
  • цель аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • список аудиторской группы;
  • перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
  • дату представления отчета об аудите;
  • список должностных лиц, которым дол­жны быть представлены копии отчета об аудите.

Программа должна быть гибкой, допускать изменения в процессе аудита исходя из информации, полученной в ходе его проведения.

Когда программа аудита разработана и утверждена, руководитель группы внутренних аудиторов должен официально (в форме служебной записки) заранее уведомить о нем руководителя проверяемого подразделения.

В уведомлении указываются область, цель, задачи и продолжительность аудита. Интервал времени от уведомления до начала аудита составляет две недели. Предварительное уведомление лишает сотрудников проверяемого подразделения возможности обнаруженные при аудите несоответствия, объяснить неудачным временем проведения аудита, не характерным для нормальной деятельности.

План комплексного аудита разрабатывается в соответствии с формой и согласовывается с руководством проверяемого подразделения. Если руководство проверяемого подразделения возражает против каких-либо положений плана, об этом следует письменно сообщить руководителю группы. Руководитель группы, руководство проверяемого подразделения и начальник службы ПБ и ОТ должны решить эти вопросы до проведения комплексного аудита. Утвержденный план аудита передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексной проверки.

Готовясь к проверке, аудитор должен изучить необходимую документацию, в ходе ее обзора отметить ряд пунктов и сформулировать их в виде вопросов для контрольного листа регистрации данных. Разработка контрольного листа регистрации данных является частью подготовки к аудиту и обеспечивает эффективность использования времени в период его проведения. Он помогает логически упорядочить и систематизировать мысли аудитора, оформить структуру аудиторского процесса и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает описанные виды деятельности и что они выполняются надлежащим образом. Контрольный лист регистрации данных должен рассматриваться как памятная записка, обеспечивающая генеральную линию аудита. Его не следует использовать механически, так как это может сдерживать мысль и сделать аудит неполным.

Перед аудитом необходимо запланировать и провести предварительную встречу с pvководством проверяемого подразделения. Целью данной встречи является:

  • представить аудиторов (при необходимости);
  • провести согласование объемов и целей аудита;
  • кратко описать методы и процедуры проведения аудита;
  • установить каналы связи между аудитором и проверяемым;
  • подтвердить доступность ресурсов и средств, требующихся аудитору;
  • назначить время и дату итоговой встречи;
  • рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок и действия в аварийных ситуациях для аудиторов;
  • назначить сопровождающего.

Необходимо помнить, что аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, антагонизмом или другим поведением, ведущим к давлению на него. Именно аудитор несет ответственность за смягчение ситуации как можно быстрее и эффективнее. Предмет обсуждения, вызвавший враждебную реакцию, можно проверить на соответствие реальным фактам, любой вопрос при необходимости - пересмотреть, получив объективные данные.

Процесс аудита состоит из сбора информации, включающего интервью на месте, отбор и анализ необходимой документации и их анализ, общие наблюдения за деятельностью и условиями работы персонала в рамках выбранной зоны, обзор записей, результатов измерений и фиксирования данных.

Во время интервью аудитор должен опрашивать проверяемого, какая выполняется работа, как она выполняется, какая поступает информация, требуемая для выполнения работы и т. д. Необходимо структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации, следовать за информационным потоком, прося проверяемого пояснять, что происходит на каждом шаге. Важно помнить, что это интервью, а не допрос.

Информация, собранная в интервью, должна проверяться на основе объективных источников, таких как наблюдения, записи и результаты измерений.

Аудитор должен фиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях, что позволит обсуждать и анализировать результаты аудита.

Контрольный лист регистрации данных должен быть в наличии на всех стадиях аудита и использоваться как памятные записи, чтобы все соответствующие проблемы были изучены. Контрольный лист регистрации данных в сочетании с плановым и логическим подходом может дать проверяемому уверенность в профессиональной подготовке аудита.

Аудитор должен оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита, подтвердить, что выявленные несоответствия имеют место, документированы и имеют под собой основания, установить фактические причины выявленных несоответствий.

После сбора информации требуется сформулировать заключение (выводы) в пределах определенных временных рамок, не позволяющих обеспечить сбор всей необходимой информации. Аудитору необходимо интегрировать информацию таким образом, чтобы сформировать общую картину. Нерасчлененное накопление информации о причинах еще более увеличивает ее необозримость, поэтому необходимо не скопление информации, а общая картина, с помощью которой можно отделить важное от неважного, знать, что связано между собой, что не связано.

После получения достаточной информации о ситуации необходимо не только анализировать фактическое положение, но и оценить тенденции развития.

Обнаруженное в ходе аудита несоответствие должно быть зарегистрировано. При этом в протоколе должны быть отмечены:

  • место и время обнаружения;
  • содержание несоответствия;
  • значимость несоответствия;
  • ссылка на нарушение требований определенного документа и причины несоответствия.

Обычно применяется следующая классификация, предназначенная для характеристики несоответствий,

Существенное:

  • невозможность соотнесения с любой статьей стандарта, по которому осуществляется аудит;
  • невозможность осуществить одно из требований стандарта.

Таким образом, существенное несоответствие - несоответствие, при котором один из элементов СУПБ и ОТ либо не функционирует, либо с серьезными отклонениями.

Несущественное - одиночное отклонение от требований различного рода нормативных документов.

Возможны случаи, когда достаточное число несущественных несоответствий может рассматриваться как существенное несоответствие. Существует подход, при котором три несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта и более рассматривают как существенное несоответствие. В случае, если при проведении повторного аудита установлено, что выявленное ранее несущественное несоответствие не устранено в установленные сроки, оно должно рассматриваться как существенное.

Несоответствие, характеризуемое значительным расхождением между планируемым и фактическим состоянием объекта и требующее для его устранения специальных исследований, принято считать проблемой СУПБ и ОТ.

Любая проблема ПБ и ОТ может рассматриваться как несоответствие, но не любое несоответствие представляет собой проблему СУПБ и ОТ.

Наряду с фиксацией несоответствий аудитор делает замечания, то есть критические суждения о состоянии обследуемого объекта.

ПРОТОКОЛ О НЕСООТВЕТСТВИИ должен иметь:

  • подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;
  • поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;
  • поле для проверяемого, чтобы записать корректирующее действие, которое надо применить и предполагаемую дату его завершения;
  • поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено вовремя и является эффективным.

Необходимо отметить, что на каждое несоответствие должен быть определенный ПРОТОКОЛ. Протокол аудитора должен содержать пункты:

  • наблюдение, которое полно и точно детализирует то, что было замечено аудитором. Это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым, чтобы подтвердить его точность;
  • ссылка на статью стандарта OHSAS-18001 и (или) иного нормативного документа, действующего в рамках СУПБ и ОТ, с соответствующими разъяснениями;

После проверки аудитор должен зафиксировать, результаты и составить отчет.

Цель отчета состоит в следующем:

  • сообщить проверяемой организации (подразделению) об обнаруженных результатах в ясной и точной форме, чтобы организация (подразделение) могла определить природу и степень глубины требуемого корректирующего действия;
  • представить запись, которая может быть рассмотрена извне и ясно понята;
  • сообщить руководству и другим аудиторам и специалистам, что было обнаружено и в какой области, чтобы обнаруженное могло быть отслежено, проверено и проанализировано.

В отчете о результатах аудита должна быть отражена следующая информация:

  • наименование проверяемой организации (подразделения);
  • сроки проведения аудита;
  • состав аудиторов;
  • обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов или элементов системы управления в организации (подразделении) - объект аудита;
  • встреченные препятствия;
  • заключение, выводы об эффективности деятельности организации (подразделения) - соответствие критериям аудита, степень внедрения системы управления, поддержания функционирования, наличие налаженных внутренних процессов совершенствования;
  • выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет - результат аудита. Ведущий аудитор отвечает за содержание, точность и своевременность его представления.

К работе над официальным отчетом надо приступить сразу после завершения аудита, пока детали проверки еще свежи в памяти. В отношениях с проверяемой организацией (подразделением) может возникнуть ряд осложнений, связанных с состоянием ПБ и ОТ в подразделении. Аудитор может столкнуться с давлением со стороны руководства проверяемого подразделения с целью изменить отчет и представить состояние проверяемого хуже, чем оно есть.

Менять сущность отчета об аудите неэтично. Примерами такого изменения МОГУТ быть:

  • включение в официальный отчет несоответствий, не представленных на заключительной встрече и не включенных в предварительный отчет;
  • изменение статуса наблюдений от несущественных до существенных, и наоборот;

Другая проблема связана с откладыванием официального отчета «на потом». Чем дольше он откладывается, тем менее руководство проверяемых организаций (подразделений) будет заинтересовано в выполнении корректирующих воздействий. В этом случае более «горячие» проблемы могут заслонить недавний аудит, и, когда отчет будет представлен (скажем, через две недели), его отодвинут на задний план. Оформленный с опозданием официальный отчет об аудите сигнализирует руководству проверяемых, что, по-видимому, он не так важен, как это считалось первоначально. Чтобы избежать подобных сценариев, официальный отчет об аудите должен быть закончен в кратчайшие сроки. Максимальный срок представления отчета не должен превышать одну неделю.

Существует много вариантов ФОРМ официального отчета. Для желающих создать для своей организации собственную ФОРМУ отчета предлагается следующая информация о форме и содержании:

  • титульный лист со списком рассылки;
  • несоответствия и наблюдения;
  • требования корректирующих воздействий (при необходимости).

ТИТУЛЬНЫЙ лист должен содержать:

  • название отчета (включая название про­веряющей организации);
  • дату выпуска;
  • список рассылки.

При подготовке официального аудиторского отчета в него не следует включать:

  • личную и конфиденциальную информацию;
  • субъективные мнения;
  • любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком;
  • второстепенные недостатки, которые обнаруживаются, учитываются и корректируются по ходу аудита;
  • дополнительные находки;
  • мелкие придирки;
  • эмоциональные или спорные утверждения.

После окончательной подготовки отчета необходимо провести в заранее оговоренные сроки итоговую встречу, На этой встрече с группой аудиторов руководитель проверяемой организации (подразделения) анализирует выявленные несоответствия, их причины и планирует корректирующие мероприятия в перечне несоответствий с определением конкретных исполнителей и сроков. Причины выявленных несоответствий и корректирующие мероприятия, предложенные организацией (подразделением) должны быть приняты аудитором на их достаточность,

В список рассылки включается руководство проверяемой организации (подразделения), а также сотрудники организации (подразделения), которые могут быть затронуты или должны быть проинформированы. После получения зарегистрированного отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих мероприятий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.).

Максимальный срок устранения несоответствий составляет один месяц. В случае, когда для устранения несоответствий требуются значительные затраты, руководитель проверяемого подразделения планирует их финансирование на будущий период и согласовывает данные сроки с руководителем группы аудиторов.

Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу ПБ и ОТ по истечении сроков выполнения корректирующих мероприятий. Аудитор проверяет выполнение мероприятий при проведении следующего аудита, но не позднее одного месяца с момента истечения сроков выполнения мероприятий.

Материалы каждого конкретного аудита комплектуются в специальном реестре ПОД соответствующим регистрационным номером. В состав реестра включается:

  • программа аудита;
  • график аудита;
  • письменное уведомление руководителя проверяемого подразделения;
  • итоговый отчет об аудите;
  • заполненные контрольные листы;
  • копии планов корректирующих действий.

Результаты аудита должны анализироваться в службе ПБ и ОТ и доводиться ежемесячно до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по промышленной безопасности и охране труда.

Проводимый анализ должен содержать поэлементную оценку функционирования систем управления на основе:

  • выводов, основанных на результатах анализа выявленных существенных и несущественных несоответствии, а также их причин;
  • динамики изменения контрольных показателей (количества травм и обращений, инцидентов с учетом времени аварийных простоев оборудования);
  • выводов об уровне технического состояния оборудования подконтрольных подразделений на основе заключений по проведенным экспертизам;
  • анализа фактического выполнения подконтрольными подразделениями запланированных ими мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности;
  • других полученных данных.

Выводы и рекомендации по результатам анализа должны ежеквартально документально оформляться службой ПБ и ОТ в отчете о результатах деятельности организации по ПБ и ОТ, доводиться до сведения руководства организации на различного рода совещаниях.

Типичная повестка дня включает:

  • анализ полученных результатов аудита ПБ и ОТ;
  • анализ корректирующих действий по результатам аудитов;
  • рассмотрение замечаний и предложений работников предприятия.

Отчеты о этих встречах должны храниться, как требует OHSAS-18001. Результаты анализа могут также оформляться в виде отчета, основанного на анализе деятельности системы, в соответствии с политикой и целями организации. Этот отчет будет представлен высшему руководству. Копии этих отчетов должны будут храниться так же, как отчеты по функционированию СУПБ и ОТ.

 

(Из журнала Охрана труда и социальное страхование №10,2002г.)

Перечень локальных документов по охране труда с указанием сроков хранения. Сроки хранения документов по ОТ

Выдержка из " Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". утвержденного Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г . N 558

 

 

Номер статьи документа

Вид документа

Срок хранения

Примечания

1

2

3

4

576

Коллективные договоры

Пост.

Присланные для сведения - до минования надобности

577

 

Соглашения генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения

Пост.

 

602

Документы (положения, протоколы, решения, предложения, заключения, перечни стандартов и норм, перечни рабочих мест, обоснования, данные, информации ведомости рабочих мест, карты аттестации рабочих мест, планы) об аттестации рабочих мест по условиям труда

45 л. (1)

(1) При тяжелых, вредных и опасных условиях труда - 75 л .

603

Акты, предписания по технике безопасности; документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении

5 л.

 

604

Комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий

Пост.

 

605

Переписка о разработке и ходе выполнения комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий

5 л.

 

606

Документы (справки, предложения, обоснования, рекомендации) о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, техники безопасности

Пост.

 

607

Переписка о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, техники безопасности

5 л.

 

608

Планы мероприятий по улучшению условий труда работников

5 л.

 

609

Документы (акты, справки, информации) о результатах проверок выполнения соглашений по вопросам охраны труда

5 л.

 

610

Документы (докладные записки, справки, доклады, отчеты, акты, переписка) о состоянии условий и применении труда женщин и подростков

5 л.

 

611

Перечень работ с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда, при выполнении которых не допускается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста: 
а) по месту разработки и утверждения 
б) в других организациях

 

 

 

Пост. 
до замены новым

 

612

Перечень профессий с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда: 
а) по месту разработки и утверждения 
б) в других организациях

 

Пост. 
до замены новым

 

613

Списки работающих на производстве с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда

75 л.

 

614

Полисы страхования гражданской ответственности опасных производственных объектов

Пост.

 

615

Табели и наряды работников тяжелых, вредных, опасных профессий

75 л.

 

616

Правила по охране труда работающих инвалидов: 
а) по месту разработки и утверждения 
б) в других организациях


Пост. 
до замены новым

 

617

Документы (акты, заключения, справки и др.), подтверждающие тяжелые, вредные, опасные условия труда

75 л.

 

618

Переписка о предупредительных мероприятиях на случай стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций

5 л.

 

619

Планы-схемы эвакуации людей и материальных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций

До замены новыми

 

620

Нормы запасов оборудования и материалов на случай аварий: 
а) по месту разработки и утверждения 
б) в других организациях

 

Пост. 
до замены новым

 

621

Документы (отчеты, справки, сведения) о причинах заболеваемости работников организаций

5 л.

 

622

Акты расследования профессиональных отравлений и заболеваний

75 л.

 

623

Договоры страхования работников от несчастных случаев

5 л.

После истечения срока действия договора. При наступлении несчастного случая - 75 л.

624

Документы (программы, списки, переписка) об обучении работников технике безопасности

5 л.

 

625

Протоколы аттестации по технике безопасности

5 л.

 

626

Журналы, книги учета: 
а) профилактических работ по технике безопасности 
б) инструктажа по технике безопасности 
в) проведения аттестации по технике безопасности


10 л.

10 л.

5 л.

 

627

Документы (условия, программы, протоколы, рекомендации) смотров-конкурсов по охране труда и технике безопасности

5 л.

 

628

Извещения медпункта о пострадавших в результате несчастных случаев

5 л.

 

629

Сведения об авариях и несчастных случаях

5 л. (1)

(1) Сведения о несчастных случаях, связанных с человеческими жертвами - пост.

630

Книги, журналы регистрации несчастных случаев, учета аварий

Пост.

 

631

Переписка об авариях и несчастных случаях

5 л.

 

632

Документы (акты, заключения, отчеты, протоколы, справки) о производственных авариях и несчастных случаях: 
а) по месту происшествия 
б) в других организациях

 


75 л. (1) 
5 л.

(1) Связанных с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами – пост.

633

Документы (протоколы, справки, заключения) о тяжелых, вредных, опасных условиях производства, травматизме и профессиональных заболеваниях

75 л.

 

634

Документы (доклады, анализы) о тяжелых, вредных, опасных условиях производства, травматизме и профессиональных заболеваниях

10 л.

 

635

Переписка о профессиональных заболеваниях, производственном травматизме и мерах по их устранению

5 л.

 

636

Документы (акты, докладные записки, заключения) о сокращении рабочего дня в связи с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда

75 л.

 

637

Документы (докладные записки, акты, заключения, переписка) об обеспечении рабочих и служащих специальной одеждой, обувью, специальным питанием

3 г. (1)

(1) При отсутствии других документов о тяжелых, вредных и опасных условиях труда акты, заключения - 75 л

638

Нормы обеспечения специальной одеждой и обувью, предохранительными приспособлениями, специальным питанием: 
а) по месту составления и утверждения 
б) в других организациях

 

Пост. 
3 г. (1)

(1) После замены новыми

639

Списки (ведомости) на выдачу специальной одежды и обуви специального питания

1 г.

 

640

Переписка о сокращении рабочего дня в связи с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда

5 л.

 

641

Документы (постановления, акты, доклады, справки) о санитарном состоянии организации

5 л.

 

642

Журналы учета исполнения постановлений о штрафах

3 г. (1)

(1) После оплаты последнего штрафа записанного в журнале

643

Журналы регистрации административных взысканий за нарушение санитарных норм и правил

3 г.

 

644

Переписка о проведении профилактических и профгигиенических мероприятий

3 г.

 

645

Перечни профессий, работники которых подлежат проведению обязательных медицинских осмотров: 
а) по месту разработки и утверждения 
б) в других организациях

 

Пост. 
до замены новыми

 

646

Переписка о проведении медицинских осмотров работников

5 л.

 

647

Анкеты обследования условий труда работников

5 л.

 

707

Графики проведения аттестации, квалификационных экзаменов

1 г.

 

861

Документы (планы, отчеты, докладные, служебные записки, акты, справки, переписка) об организации общей и противопожарной охраны организации

5 л.

 

866

Документы (акты, справки, планы, отчеты, сводки, сведения) об обследовании охраны и противопожарного состояния организации

3 г.

 

870

Журналы регистрации инструктажа по пожарной безопасности

3 г.

 

871

Отчеты о пожарах: 
а) годовые 
б) квартальные


Пост. 
5 л. (1)

(1) При отсутствии годовых - пост.

872

Акты о пожарах

5 л. (1)

С человеческими жертвами - пост.

873

Переписка о выявлении причин пожаров

5 л.

 

875

Документы (протоколы, акты, справки, сведения, докладные, служебные записки) о расследовании чрезвычайных происшествий при охране зданий, возникновении пожаров, перевозке ценностей

5 л.

 

876

Документы (планы, отчеты, справки, сводки) постоянно действующих пожарно-технических комиссий

5 л.

 

879

Переписка о приобретении противопожарного оборудования и инвентаря

3 г.

 

880

Списки противопожарного оборудования и инвентаря

3 г. (1)

(1) После замены новыми

881

Списки, графики дежурных по организациям

1 г.

 

882

Списки эвакуируемых работников и членов их семей

1 г. (1)

(1) После замены новыми

914

Документы (списки, планы- графики, переписка) о периодических медицинских осмотрах работников врачами- консультантами отдельных специальностей

3 г.

 

 

 

Отчеты статистические, статистические сведения и таблицы по всем основным (профильным) направлениям и видам деятельности (для данной организации); документы (информации, докладные записки и др.) к ним: 
а) сводные годовые и с большей периодичностью 
б) годовые и с большей периодичностью 
в) полугодовые 
г) квартальные 
д) месячные 
е) единовременные

 

 

 

Пост.

Пост. 

5 л. (1) 
5 л. (1) 
1 г. (2)
Пост.

(1) При отсутствии годовых - пост. 
(2) При отсутствии годовых, полугодовых и квартальных -пост.

  

 

источник Справочник профессионала

Аутсорсинг в области охраны труда

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основаниидоговора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий.

Источник Википедия

 

В современных условиях организация работы по охране труда представляется для руководителя предприятия, организации и индивидуального предприятия либо ненужным, либо недешевым и трудоемким процессом.

Однако, визит представителей Государственной инспекции труда с последующим составлением предписаний заставляет первую группу руководителей задуматься о необходимости проведения такой работы, а вторую группу — приложить усилия к поиску необходимых средств для организации работы по охране труда.

Поэтому, руководители зачастую задаются идеей — а почему бы не воспользоваться помощью сторонних организаций, получив при этом знания профессиональных специалистов и передовой опыт в области охраны труда, что, в свою очередь, позволит сконцентрироваться на основных видах деятельности, и тем самым оптимизировать расходы.

 

Преимущества аутсорсинга

Преимущества обращения к аутсорсингу в области охраны труда очевидны, это возможность концентрации на основных видах деятельности и освобождения внутренних ресурсов компании, совмещенная с использованием передового опыта в области охраны труда и использования знаний и опыта профессионалов служащих гарантией качества работ по охране труда и их ответственности, что в конечном итоге неизменно ведет к снижению финансовых расходов.

Не последнюю роль играет выполнение работ по охране труда в соответствии с законодательством и снижение рисков ответственности работодателя от нежелательных событий (аварий, несчастных случаев, инцидентов, проверок).

 

Базовый пакет услуг аутсорсинга включает в себя:

  • Аудит действующей системы охраны труда и её совершенствование;
  • Подготовка и внедрение комплекта нормативных документов по охране труда;
  • Первичную организацию охраны труда;
  • Организацию локальной нормативно-правовой базы;
  • Организацию проведения первичных и периодических медицинских осмотров;
  • Организацию проведения инструктажей, обучения и проверки знаний персонала;
  • Участие в расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
  • Взаимодействие с контролирующими органами.

 

Нормативно правовые документы

 

Трудовой кодекс Российской Федерации

Приказ Ростехрегулирования № 169-ст от 10.07.2007 
Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ, от 01.07.1991 г.
Организация обучения безопасности труда. Общие положения

Постановление Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.03
Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций